Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Квалификационные требования для исполнения функционала провизора

Новые профстандарты для работников аптек

Автор: М. В. Подкопаев

Появились профессиональные стандарты «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью».

Минтруд продолжает регламентировать трудовые функции работников, в том числе занятых в фармацевтической деятельности. Глава 31 ТК РФ предусматривает необходимость разработки профессиональных стандартов, под которыми понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Ранее мы рассказывали о профессиональном стандарте «Провизор», который для фармацевтов был выпущен первым[1]. Теперь в дополнение к нему появились профессиональные стандарты «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» (приказы Минтруда России от 22.05.2017 № 427н и 428н соответственно).

В начале необходимо напомнить, что согласно ст. 195.3 ТК РФ профессиональный стандарт может быть обязателен для применения, если трудовым законодательством РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

При применении данной нормы под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты (Письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

В частности, на основании ст. 57 ТК РФ наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Фармацевт-руководитель.

Профессиональный стандарт «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» применяется в отношении лиц, занимающих соответствующую должность, осуществляющих организацию фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств и руководство ею.

К данным лицам относятся:

руководители служб по снабжению, распространению товаров (лекарственных средств, медицинских изделий, ортопедических средств) и аналогичным видам деятельности (код 1324 ОКЗ[2]);

руководители (управляющие) в розничной и оптовой торговле (код 1420 ОКЗ).

Конкретные наименования возможных должностей для этих лиц также содержат в себе указание на руководящие функции:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

В силу этого обобщенная трудовая функция данного специалиста включает в себя такие трудовые функции, как планирование деятельности фармацевтической организации, управление ее финансово-экономической деятельностью, организация ее ресурсного обеспечения, работы персонала организации. Кроме того, важной функцией специалиста является организация информационной и консультационной помощи для населения и медицинских работников.

Чтобы занять одну из перечисленных должностей, работник должен иметь высшее фармацевтическое образование при предварительной отработке не менее двух лет по специальности «Фармация» или среднее профессиональное образование при предварительной отработке не менее пяти лет по той же специальности.

Учитывается высшее образование в форме специалитета, оно подтверждается дипломом специалиста (п. 3 ч. 7 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Названный работник должен иметь свидетельство об аккредитации либо сертификат специалиста[3].

Данные лица должны осуществлять руководство в следующих видах деятельности:

торговля оптовая фармацевтической продукцией (код 46.46 ОКВЭД 2[4]);

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73 ОКВЭД 2);

торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах (код 47.74 ОКВЭД 2);

деятельность по складированию и хранению (код 52.10 ОКВЭД 2).

Уточним, что в последнем случае имеется в виду, очевидно, код 52.10.9 ОКВЭД 2 (хранение и складирование прочих грузов).

Специалист должен пройти обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством РФ.

Проведение подобных осмотров регулируется Приказом Мин­здравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Согласно п. 24 приложения 2 к этому приказу работники аптечной сети, участвующие в деятельности, связанной с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств, должны проходить медицинский осмотр не реже чем один раз в год.

Кроме того, обязательным для специалиста является прохождение обучения для получения следующих специальных знаний:

Постановление Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Провизор для аналитики.

Из текста профессионального стандарта «Провизор-аналитик» можно понять, что данная специальность близка к специальности провизора[5] (относятся к одной и той же группе занятий – код 5262 по ОКЗ), но предусматривает выполнение специальных функций. Основная задача при выполнении данной работы – контроль качества фармацевтических субстанций, воды очищенной для инъекций, концентратов, полуфабрикатов, лекарственных препаратов, изготовленных в аптечной организации

Но провизор-аналитик, в отличие от провизора, может быть задействован только в двух видах деятельности:

Читать еще:  Положение о кадровой службе предприятия организации учреждения

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73 ОКВЭД 2);

деятельность по складированию и хранению (код 52.10 ОКВЭД 2).

Обобщенной трудовой функцией провизора-аналитика является контроль качества лекарственных средств (непосредственно в стандарте трудовые функции для этой должности расписаны очень подробно), который включает в себя:

мониторинг систем обеспечения качества лекарственных средств в аптечных организациях;

обеспечение наличия запасов реактивов в аптечной организации;

проведение внутриаптечного контроля качества лекарственных препаратов, изготовленных в аптечных организациях, и фармацевтических субстанций.

Необходимо иметь в виду, что согласно Инструкции по контролю качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках[6], лекарственные средства и лекарственные вещества, независимо от источника их поступления, подвергаются приемочному контролю, а лекарственные средства, изготовленные в аптеках (в том числе гомеопатических) по индивидуальным рецептам или требованиям лечебных организаций, в виде внутриаптечной заготовки, фасовки, а также концентраты и полуфабрикаты подвергаются внутриаптечному контролю.

Всеми этими видами внутриаптечного контроля должен владеть провизор-аналитик. Если он впервые назначается на должность, ему необходимо пройти курс стажировки в территориальной контрольно-аналитической лаборатории.

Должность соответствующего специалиста может называться не только «провизор-аналитик», но и «заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации» в случае создания такого подразделения.

Для провизора-аналитика конкретизируется, что он должен иметь высшее образование по специальности «Фармацея» или окончить интернатуру (ординатуру) по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Как и провизор, он должен проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности.

Нужно помнить, что согласно ст. 196 ТК РФ работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Фармацевтические работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ (п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядок и сроки совершенствования фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях установлены Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н.

Как и провизор, провизор-аналитик обязан проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством РФ, то есть в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России № 302н.

Но, в отличие от провизора, провизор-аналитик обязан также (в этом – общее со специалистом в области управления фармацевтической деятельностью) проходить обучение по охране труда, пожарной безопасности, подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также иметь свидетельство об аккредитации либо сертификат специалиста.

[1] См. статью М. В. Подкопаева «Минтруд определил, кто может быть провизором», № 5, 2016.

[2] ОК 010-2014 (МСКЗ-08) «Общероссийский классификатор занятий», принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст.

[3] См. приложение 2 к Приказу Минздрава России от 06.06.2016 № 352н.

[4] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

[5] Соответствующий профессиональный стандарт утвержден Приказом Минтруда России от 09.03.2016 № 91н.

[6] Утверждена Приказом Минздрава России от 16.07.1997 № 214.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области

  • Вакансии
  • Порядок поступления
  • Квалификационные требования
  • Порядок обжалования результатов
  • Инвалидам

Контакты

Адрес:390006, Рязань,
ул. Есенина, д. 9
Тел.:+ 7 (4912) 97-17-07
Факс:+ 7 (4912) 21-06-69
E-mail:mshp@ryazagro.ru

Актуально

  • Главная
  • /
  • Министерство
  • /
  • Кадровое обеспечение
  • /
  • Квалификационные требования

Квалификационные требования к должностям гражданской службы

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 79-ФЗ в число квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

В связи с необходимостью реализации положений части 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающих определение квалификационных требований с учетом области и вида деятельности, квалификационные требования разделяются на базовые и профессионально-функциональные квалификационные требования.

Базовые

Профессиональные

Функциональные

Образование

Знания и умения

в зависимости от области и вида деятельности

в зависимости от функциональных обязанностей

Базовые квалификационные требования подразделяются на:
  • требования к уровню профессионального образования таблица 2;
  • требования к продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
  • требования к базовым знаниям и умениям (вне зависимости от областей и видов деятельности), включающие:
    • требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);
    • требования к знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции;
    • требования к знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий;
    • требования к умениям, свидетельствующим о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств (компетенций).
Требования к минимальному уровню профессионального образования в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Минимальный уровень профессионального образования

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Высшая и главная группа

высшее образование – специалитет, магистратура

Читать еще:  Справочные базы по кадровому делопроизводству 2021

Главная группа

высшее образование – бакалавриат

Ведущая группа

Старшая группа

среднее профессиональное образование

Младшая группа

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки для замещения:

  • высших должностей государственной гражданской службы — не менее
    четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  • главных должностей государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  • ведущих, старших и младших должностей государственной гражданской службы — без предъявления требования к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Профессионально-функциональные квалификационные требования включают:
  • профессиональные квалификационные требования по областям и видам деятельности:
    • требования к специальности (направлению подготовки);
    • требования к стажу работы по специальности, направлению подготовки, соответствующим области и виду деятельности;
    • требования к профессиональным знаниям, включая знание законодательства Российской Федерации и иные знания, и профессиональным умениям, соответствующие области и виду деятельности.
  • функциональные квалификационные требования:
    • требования к функциональным знаниям и умениям.

При включении в должностные регламенты квалификационных требований к образованию в части специальностей (направлений подготовки) может предусматриваться одна специальность (направление подготовки) профессионального образования или несколько специальностей (направлений подготовки) профессионального образования в качестве альтернативы. Подход по исчислению стажа работы по специальности, направлению подготовки установлен пунктами 4 и 5 Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16.

Требования к профессиональным знаниям и умениям определяются с учетом области и вида деятельности, а также включаемых в должностной регламент должностных обязанностей гражданского служащего.

Указанные профессиональные знания могут включать:
  • знание законодательства, в том числе определенные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с областью и видом деятельности;
  • знание правоприменительной практики, в том числе определения и постановления судов Российской Федерации;
  • знание писем государственных органов, содержащих разъяснения по определенным вопросам;
  • иные знания, связанные с областью и видом деятельности государственного органа, не отраженные в нормативных правовых актах.
Требования к функциональным знаниям и умениям устанавливаются в зависимости от функциональных обязанностей гражданских служащих:
  • нормативное правовое регулирование и выработка государственной политики;
  • осуществление контрольно-надзорной деятельности;
  • предоставление государственных услуг;
  • осуществление исполнительно-распорядительных и обеспечивающих функций.

При определении объема функциональных знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей, следует учитывать категорию и группу, к которым относится должность гражданской службы, и объем должностных обязанностей.

Квалификационные требования

Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки устанавливаются дифференцированно по группам должностей гражданской службы:

  • для замещения высших должностей гражданской службы — стаж гражданской службы не менее трех лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее четырех лет;
  • для замещения главных должностей гражданской службы — стаж гражданской службы не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет;
  • для замещения ведущих должностей гражданской службы — стаж гражданской службы не менее одного года или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее двух лет.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения ведущих должностей гражданской службы — не менее одного года стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

  • для замещения старших и младших должностей гражданской службы — требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки не предъявляются.
  • Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы.

    Читать еще:  Коэффициент маневренности Маневренность собственного капитала

    О квалификационных требованиях к руководителю аптеки, исполняющему обязанности провизора

    Руководители, в том числе руководители аптечных организаций, – это категория работников, выполняющих функции управления организациями и структурными подразделениями и занимающих соответствующие должности. Для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения руководителю аптеки требуется наличие высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, а также сертификата специалиста.

    Согласно Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденным Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (далее – Приказ № 707н), занятие должности «Директор (заведующий, начальник) аптечной организации» предусмотрено только фармацевтическими работниками с сертификатом (свидетельством об аккредитации) по специальности «Управление и экономика фармации», имеющими высшее профессиональное образование (специалитет по специальности «Фармация»), прошедшими подготовку в интернатуре (ординатуре) по специальности «Управление и экономика фармации» и (или) профессиональную переподготовку по специальности «Управление и экономика фармации» руководителей аптечных организаций.

    Вправе ли руководитель при наличии вышеназванных требований исполнять в аптеке обязанности провизора-технолога или провизора-аналитика?

    Требование к образованию для физических лиц с целью ведения ими фармацевтической деятельности, включающей в том числе розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, содержится в ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Названные работники должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста.

    Фармацевтическая деятельность – это деятельность, подлежащая лицензированию. Статьей 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определена возможность установления лицензионного требования, предъявляемого к соискателям лицензии и лицензиатам, связанного с профессиональной деятельностью работников. Таким лицензионным требованием может быть наличие работников, заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности. При этом конкретные формулировки лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам, определены в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности.

    Лицензирование фармацевтической деятельности в части деятельности аптечных организаций осуществляет Росздравнадзор. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлены лицензионные требования к образованию и стажу руководителя, а также к работникам аптеки. Первое требование заключается в наличии у руководителя, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:

    • либо высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет;
    • либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет;
    • сертификата специалиста.

    Второе требование – наличие у аптеки работников, заключивших с ней трудовые договоры, деятельность которых также непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности:

    • высшее или среднее фармацевтическое образование;
    • сертификат специалиста.

    Обратите внимание:

    Номенклатура специальностей работников, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утверждена Приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н .

    Номенклатура включает три специальности специалистов, получивших высшее образование по специальности «Фармация»:

    • 82 «Управление и экономика фармации»;
    • 85 «Фармацевтическая технология»;
    • 86 «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

    По каждой из специальностей утверждены квалификационные требования (требования к уровню профессионального образования и требования к дополнительному профессиональному образованию) (Приказ Минздрава России № 707н). В соответствии с данными требованиями, а также согласно положениям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (разд. «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») специалисты, получившие сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации:

    • директор (заведующий, начальник);
    • заместитель директора (заведующего, начальника);
    • заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела).

    Следовательно, руководитель аптечной организации при исполнении обязанностей провизора (провизора-технолога) или провизора-аналитика должен иметь подготовку, соответствующую установленным квалификационным требованиям и профессиональному стандарту. К примеру, для осуществления профессиональной деятельности в должности «провизор-технолог», который осуществляет отпуск лекарственных препаратов населению, необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».

    Аналогичные разъяснения представлены в Письме Минздрава России от 07.12.2017 № 2128744/25‑4.

    В заключение напомним, что на сегодняшний день в области фармации утвержден ряд профессиональных стандартов, а именно:

    Наименование профессионального стандарта

    Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт

    Специалист в области управления фармацевтической деятельностью

    Приказ Минтруда России от 22.05.2017 № 428н

    Приказ Минтруда России от 22.05.2017 № 427н

    Приказ Минтруда России от 09.03.2016 № 91н

    Как сообщил Минздрав в Письме № 2128744/25‑4, в ближайшее время ожидается утверждение профессионального стандарта «Фармацевт».

    Каждый из названных выше стандартов представляет собой характеристику квалификации, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Иными словами, каждый стандарт содержит конкретные требования к образованию, обучению и опыту практической работы специалиста в соответствующей области.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты