Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие сведения могут составлять коммерческую тайну

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Комментарий к статье 5
1. В статье перечислены разновидности сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
До принятия комментируемого Закона эти сведения содержались в различных нормативных правовых актах, в том числе в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» и Постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (с изм. от 3 октября 2002 г.). Вместе с тем Закон уточнил и в некоторых случаях расширил данный перечень.
———————————
СП РФ. 1992. N 1 — 2. Ст. 7.
Как следует из этого перечня, федеральными законами могут быть предусмотрены и иные виды сведений, которые не могут быть отнесены к информации, составляющей коммерческую тайну. Такие сведения, в частности, указаны в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 28 июля 2004 г.). Например, согласно ст. 9 указанного Закона организатор торговли на рынке ценных бумаг (т.е. профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг) обязан раскрыть любому заинтересованному лицу следующую информацию: правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; правила допуска к торгам ценных бумаг; правила заключения и сверки сделок; правила регистрации сделок; порядок исполнения сделок; правила, ограничивающие манипулирование ценами; расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг; регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции; список ценных бумаг, допущенных к торгам.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; Российская газета. 1996. N 79.
Интересно также вспомнить практику Верховного Суда РФ по вопросу отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, а именно — решение ВС РФ от 13 ноября 2003 г. N ГКПИ03-1188, вынесенное по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Кировторф» о признании недействующим и не подлежащим применению п. 2 Постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» в части слов «до и».
Как было установлено Верховным Судом РФ в ходе рассмотрения данного дела, п. 2 Постановления Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» содержит запрет государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к сведениям, составляющим коммерческую тайну, следующие данные: о размерах имущества предприятия и его денежных средствах; о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий; о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров; о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.
ФГУП «Кировторф» обратилось с заявлением, полагая нарушенными свои права оспариваемым нормативным правовым актом, установившим запрет отнесения сведений к коммерческой тайне до приватизации, просило признать этот правовой акт недействующим из-за его противоречия ст. 8 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ.
Как следует из представленных заявителем учредительных документов, ФГУП «Кировторф» является государственным унитарным предприятием. Заявитель полагает, что сообщение сведений о финансовом состоянии предприятия причинило ему существенный ущерб, и в связи с этим неоднократно обращался в различные судебные инстанции и правоохранительные органы. В удовлетворении заявлений было отказано со ссылкой на оспариваемый нормативный правовой акт, поскольку указанные ФГУП «Кировторф» сведения не относятся к коммерческой тайне.
Полагая нарушенными свои права принятием оспариваемого нормативного правового акта Правительством РСФСР, ФГУП «Кировторф» просило признать этот акт недействующим.
Правительство осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, возложенную на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ.
Согласно ст. 114 Конституции РФ, а также действующей на момент вынесения рассматриваемого решения Верховным Судом РФ редакции ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ управляет федеральной собственностью .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; Российская газета. 1997. N 245.
Согласно действующей редакции Федерального конституционного закона о Правительстве РФ от 19 июня 2004 г. управление федеральной собственностью также относится к полномочиям Правительства РФ в сфере экономики.
Как посчитал ВС РФ, из положений ст. 139 ГК РФ следует, что определение сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, в процессе деятельности государственных унитарных предприятий находится в компетенции Правительства РФ, наделенного правом принятия правовых актов.
Кроме того, указанные в оспариваемом Постановлении Правительства РФ сведения не могут составлять коммерческую тайну, т.к. руководители федеральных государственных унитарных предприятий обязаны в порядке отчетности представлять эти сведения в Минимущество России и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование деятельности в соответствующей отрасли, а поэтому к ним имеется свободный доступ со стороны третьих лиц на законном основании.
Обязанность по представлению такой отчетности возлагается ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; Российская газета. 1996. N 228.
Последняя на сегодняшний день редакция внесена Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ (с изм. от 22 августа 2004 г.).
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 23; Российская газета (Ведомственное приложение). 1998. N 208.
Таким образом, Правительство РФ при определении перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, действовало как собственник имущества федеральных унитарных предприятий в пределах предоставленных ему вышеуказанными нормативными актами полномочий, а поэтому доводы заявителя о нарушении ст. 8 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ о нарушении равенства участников гражданских правоотношений и ущемлении прав государственной собственности, находящейся у государственных унитарных предприятий, являются несостоятельными.
В связи с этим основания к удовлетворению заявления, по мнению ВС РФ, отсутствуют, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта приняты полномочным органом в полном соответствии с действующим законодательством и не противоречат указанным в заявлении нормам действующего законодательства.
На основании изложенного Верховный Суд РФ оставил заявление ФГУП «Кировторф» без удовлетворения.

Читать еще:  Каковы риски при покупке квартиры, полученной продавцом в наследство?

Какие сведения могут составлять коммерческую тайну

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПРЕДПРИЯТИЯ

Кашина Наталья Юрьевна

К коммерческой тайне могут быть отнесены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другими вопросами деятельности предприятия. В соответствии с действующим законодательством тайной является объектом хозяйственного, гражданского оборота наряду с такими материальными объектами, как здания, сооружения, машины, механизмы, работы, услуги, результаты умственной деятельности, нематериальные блага, вещи.

В законодательстве России понятие «коммерческая тайна» впервые появилось в 1990 году в тексте Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ, принятого Государственной думой 21 октября 1994 года, коммерческая тайна — это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

К тайне может быть отнесена только документированная информация, то есть информация, которая зафиксирована на каких-либо материальных носителях: документах, материальных объектах, в том числе физических полях, где информация, составляющая тайну, находит своё отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Другой важнейшей особенностью коммерческой тайны является то, что идеи, замыслы, сведения и иные данные, какую бы коммерческую ценность для их обладателя они не представляли (в том числе, озвученные на переговорах, совещаниях, предварительные условия сделок, технические предложения и т.п.), если они не зафиксированы в какой-либо материальной форме, остаются не защищёнными.

Кроме того, чтобы считаться коммерческой тайной, информация должна соответствовать признакам: коммерческая ценность информации и её неизвестность третьим лицам.

Информация, для того чтобы она могла считаться коммерческой тайной, должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих. К коммерческой тайне относится информация, использование которой предоставляет её обладателю определённые экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. Коммерческая ценность в этом случае может выражаться в возможности получения прибыли от реализации продукции, произведённой с использованием секретных технологий, секретов торговли, от расширения рынков сбыта и т.п. Если же информация не представляет для её обладателя экономической ценности, она не может считаться коммерческой тайной.

Информация, составляющая коммерческую тайну, может иметь не только действительную, но и потенциальную коммерческую ценность. Поэтому к коммерческой тайне относятся не только знания и сведения, активно используемые в предпринимательской деятельности, но и такие, которые не используются, но могут быть использованы в будущем, то есть несущие в себе коммерческий потенциал.

Ещё один признак коммерческой тайны — отсутствие доступа к ней на законном основании.

К информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных, получение из общедоступных источников — рекламных проспектов, научных выступлений и т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному кругу лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны.

В настоящее время под видом налоговой или иной проверки изымаются буквально все документы, часто и не относящиеся к её предмету. Цели такой проверки могут быть самыми различными. Гарантировать же, что не произойдёт утечки информации в современных условиях российской действительности, крайне сложно. Поэтому менеджер должен хорошо знать законодательство в этой части и предоставлять только необходимые документы.

Следует отметить, что возможность получения госорганами и их работниками сведений, составляющих коммерческую тайну, не влечёт за собой утрату этими сведениями статуса коммерческой тайны: информация от этого не становится «свободно доступной», поскольку доступом к ней обладают только конкретные лица в конкретных объемах и это не делает её доступной для широкой публики.

Для того чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны могут быть организационными (например, утверждение внутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала к коммерческой тайне), техническими (использование сигнализации, защита телефонных переговоров и т.п.) и юридическими (например, включение в трудовые контракты с персоналом и договоры с контрагентами положений о неразглашении конфиденциальной информации).

Информация, составляющая коммерческую тайну

Под коммерческой тайной фирмы следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Защищаемые сведения дают определенные преимущества в конкурентной борьбе. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу.

В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Для того чтобы перевести информацию в разряд охраняемой, необходимо издать приказ руководителем фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

При составлении перечня сведений, которые могут составлять коммерческую тайну, может возникнуть сложность, т.к. методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в РФ ещё не разработана. На каждом предприятии в качестве коммерческой тайны засекречивается различная информация.

Информация, не являющаяся коммерческой тайной

Коммерческая тайна не требует для признания ее таковой какой-либо государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство вправе осуществлять контроль над деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

К сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, относятся:

— учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

— документы о платёжеспособности;

Читать еще:  Должностная инструкция бетонщика 3го разряда

— документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

— сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

— документы об уплате налогов и обязательных платежах;

— сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства России и размерах причинённого при этом ущерба;

— сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Эту информацию фирма должна предъявить по первому требованию должностных и юридических лиц, нуждающихся в этой информации.

Обладатели и правопреемники коммерческой тайны

Основными субъектами права на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники.

Правопреемники — это физические и юридические лица, которым в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании (в том числе по наследству) известна информация, составляющая коммерческую тайну другого лица.

Обладатель тайны – это лицо, обладающее на законном основании информацией, составляющей тайну, и соответствующими правами в полном объёме.

Обладатели коммерческой тайны — это физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие монопольное право на информацию, представляющую собой, с их точки зрения, коммерческую тайну.

Обладатель коммерческой тайны имеет право:

— самостоятельно определять критерии отнесения вновь получаемых сведений (информации) к коммерческой тайне, срок действия и совокупность мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой тайны, порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором);

— устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны (если это не нарушает обязательств, принятых им на себя по договору);

— требовать обеспечения режима коммерческой тайны от лиц, получивших доступ к коммерческой тайне на законных основаниях в целях обеспечения своей фактической монополии на эту коммерческую тайну (в том числе закрепление этих обязательств в лицензионных и иных договорах, специальных соглашениях о конфиденциальности);

— допускать (прекращать допуск) лицо, состоящее в трудовых отношениях (работник), с его согласия к коммерческой тайне на договорной основе, что может включать:

а) ознакомление работника с нормами законодательства РФ о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны;

б) принятие работником обязательств перед работодателем по соблюдению установленного режима коммерческой тайны, в том числе о неразглашении коммерческой тайны после увольнения в течение срока, установленного в законе или договоре;

в) установление размера заработной платы работника с учетом компенсации за взятую им на себя обязанность по соблюдению режима коммерческой тайны.

Также существуют понятия «носитель коммерческой тайны» – лицо, осведомлённое о коммерческих секретах фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители), документы, изделия, материалы, предметы, вещества и «конфидент коммерческой тайны». Им является лицо, которому в силу служебного положения, договора или на законном основании известна тайна другого лица.

Хищение коммерческой тайны фирмы

Похищая информацию, составляющую коммерческую тайну, злоумышленник может преследовать три цели:

— нанести ущерб конкуренту путём уничтожения коммерчески ценной информации;

— получить необходимую информацию в объёме, достаточном для конкурентной борьбы;

— внести изменения в информационные потоки конкурента в соответствии со своими интересами.

Можно выделить несколько причин утечки информации. Одна из них – несовершенство организации управления на предприятии, недостатки в подборе, обучении и оснащении кадров в службе безопасности предприятия. Другая – плохая организация обеспечения режима секретности; неудовлетворительная постановка учёта и отчётности, отсутствие регулярных проверок и инвентаризации; слабый контроль со стороны администрации и службы безопасности за выполнением правил и инструкций, регламентирующих порядок обеспечения режима секретности; недостаточное финансирование работ, касающихся режима секретности.

Зарубежные специалисты к числу наиболее вероятных каналов утечки коммерческой тайны относят следующие:

— каналы связи (телефон, телеграф, радиосвязь, переписка, Интернет);

— материальные потоки объекта (транспортировка секретных документов, изделий, доставка специальной почты);

— человеческий фактор (людские потоки – приём и увольнение работников фирмы);

— совместная деятельность с другими фирмами;

— реклама, публикации в печати, интервью для прессы;

— переманивание ценных специалистов фирмы, конкурирующими фирмами к себе, ради последующего владения их знаниями;

— внедрение своих людей в состав персонала конкурирующей фирмы;

— съём информации с ПК: копирование программной информации с носителей, хищение носителей информации, чтение оставленных без присмотра распечаток программ, несанкционированный доступ к информации.

Коммерческая тайна

  • Базы данных
  • Топологии интегральных микросхем
  • Селекционное достижение

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [1] . Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.

Также под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.

Обладатель информации имеет право отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну (ст.5 закона «О коммерческой тайне»). Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну – действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная. Материальная ответственность наступает независимо от других форм ответственности.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Защита коммерческой тайны
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

История [ править | править код ]

В 1817 году в Великобритании, а в 1837 году в США впервые на судебных процессах обсуждалась коммерческая тайна, а решения этих судов стали важными прецедентами. Первым в мире законом, охраняющим коммерческую тайну, стал закон, подписанный в 1844 году французским королём Луи-Филиппом. В 1845 г. российский император Николай I ввел наказание за разглашение коммерческой тайны в «Уложении о наказаниях общего определения». К началу XX века во всех европейских странах защищалась коммерческая тайна.

Однако, в XX веке почти все развитые государства отошли от защиты коммерческой тайны. В одних случаях это было связано с введением антитрестовского законодательства, в других — с борьбой с коррупцией. Во многих государствах были даже введены законы, принуждающие акционерные общества раскрывать определённую информацию. В России, а в дальнейшем — в СССР и странах Восточной Европы, коммерческая тайна была отменена как пережиток капитализма.

Читать еще:  Как сдать внаем часть квартиры, являющейся долевой собственностью?

Тем не менее, как правило, во всех западных странах предприниматели сохранили право уволить работника за промышленный шпионаж. Швейцария была одним из немногих государств, где законодательство об охране коммерческой тайны не переставало действовать в течение всего XX века.

Во второй половине XX века стал популярным довод о том, что введение коммерческой тайны в области технологий ускорит научно-технический прогресс, поощряя предпринимателей создавать оригинальные разработки вместо копирования чужих. В 1974 году Верховный суд США разрешил штатам принимать свои законы об охране коммерческой тайны. В 1996 году в США был принят Закон об экономическом шпионаже, криминализирующий (объявлявший преступлением) кражу технологических секретов в пользу иностранных государств (§ 1831 Кодекса Соединённых Штатов) и кражу технологических секретов в коммерческих целях (§ 1832). В течение 1990-х годов законы о коммерческой тайне вновь (а иногда — впервые) появились в России, Германии, Чехии, Венгрии, Таиланде, Японии, Китае [2] . В одних государствах (например, в Японии, Франции) наказание ограничивается штрафом или возмещением ущерба, в других (например, в Германии) возможна и уголовная ответственность, если информация, составляющая коммерческую тайну, была получена с помощью незаконных действий.

В России защита коммерческой тайны законодательно регламентирована достаточно жёстко (ст. 183 УК РФ и ст.15 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации») и подразумевает выполнение организацией, защищающей свою информацию, целого ряда требований [3] .

Защита коммерческой тайны [ править | править код ]

Прежде всего, компании должны начать с надлежащих процедур регистрации. Все сотрудники должны подписать контракт с положениями о неразглашении, когда они соглашаются не разглашать конфиденциальную информацию. Другим пунктом, который может быть включен в контракт, является пункт, не допускающий конкуренции, который запрещает сотрудникам работать на аналогичной должности в фирме-конкуренте или начинать бизнес с конфиденциальной информацией предприятия. Эти соглашения всегда связаны ограничениями во времени и географическими границами. Именно поэтому компаниям необходимо принять дополнительные меры для защиты коммерческой тайны.

Работодатели должны постоянно отслеживать электронную почту сотрудников и работу, которую они выполняют на устройствах компании. Кроме того, должна существовать политика, которая обязывает сотрудников выполнять все свои обязанности на устройствах компании, а не на личных устройствах. Тем не менее, весь этот мониторинг должен проводиться с ограничениями, конфиденциальность сотрудников должна соблюдаться, в противном случае это может стать угрозой для лояльности сотрудников. Во-вторых, следует проводить заключительные собеседования со всеми увольняющимися сотрудниками, напоминая им об обязательствах по окончании трудовой деятельности в отношении неразглашения коммерческой тайны. Весь инвентарь и носители конфиденциальной информации, предоставленные работнику, должны быть возвращены обратно. [4]

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Нормативно-правовые акты РФ и, в частности, ФЗ «О коммерческой тайне» определяют, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

  • содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  • содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
  1. Понятие и место информационной безопасности в системе национальной безопасности

Общее понятие «безопасность», широко употребляемое в русском языке, характеризует собой «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности».

Однако «защита», «защищенность» — это только одна сторона значения слова безопасность. С другой стороны, безопасность означает отсутствие угрозы со стороны объекта, явления или процесса, о безопасности которого идет речь, его безвредность.

В связи с этим, когда мы говорим о безопасности чего-либо или кого-либо, необходимо рассматривать два плана: внутренний — состояние защищенности от внешних угроз и внешний — безвредность для окружающих.

Понятие безопасности раскрывается в Законе о безопасности, где безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

В Концепции национальной безопасности РФ существенно дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе о безопасности.

В Концепции введено понятие национальных интересов как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет национальной безопасности: в области экономики, в социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности.

Укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности РФ в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое.

В Доктрине информационной безопасности РФ информационная безопасность Российской Федерации определяется как состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В составе информационной сферы общества выделяют: субъекты информационной сферы; общественные отношения в информаци-

онной сфере; информационную инфраструктуру общества; информацию.

В соответствии с Законом о безопасности и содержанием Концепции национальной безопасности РФ под информационной безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector