Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как составить положение о наставничестве

Документы по наставничеству: какие нужны и как утвердить

Положение о наставничестве в организации — это документ, регулирующий принципы обучения стажеров при помощи квалифицированных сотрудников. Если на предприятии такая деятельность ведется постоянно, то этот нормативный акт придется утвердить на уровне компании.

Какие документы необходимы для внедрения наставничества

Наставничество — это особый вид обучения молодых сотрудников, когда к ним прикрепляют специалистов с многолетним стажем в конкретной деятельности. Они передают уникальный опыт и учат тонкостям работы, которые невозможно получить на общих тренингах и курсах. Это помогает увеличить производительность труда и избежать непредвиденных ошибок на предприятии.

Чаще всего этот метод обучения используют там, где у работников нет права на ошибку, — на предприятиях со сложными механизмами и технологиями, на госслужбе, в силовых структурах, аварийных службах, медицинских, образовательных учреждениях и др.

Чтобы законно назначать кураторов для молодежи, понадобится утвердить в организации соответствующее положение. Хотя в Трудовом кодексе этот процесс не закреплен, существуют документы, регламентирующие наставничество в ряде федеральных органов и отдельных отраслях. Среди нормативных актов, которые регулируют институт наставничества:

  • Положение о порядке осуществления профразвития гражданских служащих РФ (пункты 5 и 14), которое утверждено Указом Президента РФ №68 от 21.02.2019 ;
  • Постановление Правительства РФ №1296 от 07.10.2019 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе РФ»;
  • Приказ МЧС России №416 от 20.07.2009 ;
  • Приказ Следственного комитета РФ №42 от 29.03.2011 ;
  • отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на 2017–2019 гг. (действует до 31.12.2022) и др.

На них вы вправе ориентироваться. И если в вашей отрасли не существует типового положения о наставничестве в организации, разработайте его самостоятельно. По сути, это локальный нормативный акт, в котором предусмотрены положения трудового законодательства ( ст. 8 ТК РФ ). Как любой ЛНА, его придется утвердить с учетом мнения профсоюзной организации (при ее наличии) и ознакомить со всеми сторонами, которых касаются его нормы.

Положение о наставничестве и приказ об его утверждении

Законодательство не закрепляет конкретный шаблон для документа. Учитывайте специфику деятельности конкретного предприятия и нормы Трудового кодекса РФ. Работодатель отдельно определяет, что должно содержаться в положении о наставничестве, не забывая о главных пунктах:

  1. Цели и задачи документа.
  2. Список должностей, для которых предназначен этот метод обучения.
  3. Порядок назначения наставников (требования к их опыту, образованию, квалификации и др.).
  4. Формы и методы обучения — количество стажеров, индивидуальные или групповые занятия, проводимые мероприятия и т.д.
  5. Ответственность и обязанности кураторов и стажеров.
  6. Порядок оплаты труда наставников.
  7. Порядок аттестации стажеров, отчеты о проделанной работе и др.

Вот как выглядит образец положения для отдельного предприятия.

Документацию готовят специалисты отдела кадров, юристы и бухгалтеры. Но утверждает документ глава компании при помощи специального распоряжения. К нему прилагают разработанное положение. Вот пример приказа об утверждении положения в школе.

Чтобы внедрить конкретные меры, дополнительно утверждают план работы, программу шефства над молодыми специалистами и другие документы. К примеру, индивидуальный план мероприятий по наставничеству юридического отдела включает такие задачи, как:

  • знакомство с функциями;
  • знакомство с документооборотом и программным обеспечением, которое используют в отделе;
  • составление и изучение перечня нормативных актов;
  • выполнение заданий от руководства;
  • контроль исполнения поручений и аттестация за определенный период.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как установить наставничество в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.

Документы о назначении наставника стажеру

Чтобы назначить стажеру конкретного куратора, необходимо издать распоряжение. Но учтите, что без договоренности с работником поручить ему дополнительные обязанности нельзя, придется заручиться его письменным согласием (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ ). Оно не потребуется лишь если функция шефства над молодежью закреплена в его трудовом договоре. Поскольку чаще всего используют индивидуальный подход к новому сотруднику, обратите внимание, сколько стажеров может быть закреплено за одним наставником — в основном не более двух человек.

Процедура оформления будущего куратора следующая:

  1. Сначала сотрудник пишет письменное согласие.
  2. Затем руководитель издает приказ о возложении на него обязанностей наставника.
  3. Заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором прописывают обязанности, срок обучения стажера и сумму доплаты.

Ознакомьтесь с приказом о назначении наставника над студенткой экономического факультета.

О назначении сотруднику наставника

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением о наставничестве ООО «Ppt.ru» назначить главного бухгалтера Субботович Ирину Анатольевну наставником студентки 5 курса экономического факультета Воскресенской Кристины Владимировны на период с 05.04.2021 по 07.06.2021.
  2. Установить главному бухгалтеру Субботович И. А. доплату в размере 10% от основного оклада.
  3. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор ООО «Ppt.ru» Петров Петров П. П.

С приказом ознакомлен:

Субботович И. А. Субботович

Воскресенская К. В. Воскресенская

Условие об оплате труда наставника

Чтобы привлечь квалифицированных сотрудников к шефству над новенькими, в компании применяют систему надбавок, премий и бонусов. Поскольку куратор выполняет дополнительную работу наряду с основной, ему полагается доплата к должностной ставке ( ст. 60.2 и 151 ТК РФ).

Ее размер устанавливают как в фиксированной сумме, так и в процентном соотношении к основному окладу. В большинстве организаций величина надбавки за наставничество колеблется от 5 до 20%. Это зависит от того, какова специфика и сложность обучения, сколько времени тратит куратор на ученика, в течение какого периода стажер находится под шефством старшего коллеги и др. В некоторых отраслях установлен минимальный уровень доплаты. Например, в сфере ЖКХ кураторам не вправе заплатить менее 10%. Если это доля от зарплаты, то ее указывают в коллективном либо трудовом договоре. После этого обычно прописывают конкретный уровень доплаты за наставничество в положении об оплате труда или в положении о наставничестве. Иногда применяют и премии за подшефных. Чаще всего их платят после завершения обучения стажера и за конкретные результаты, которых ему удалось достичь.

Читать еще:  Исковое заявление об установлении факта владения. образец заполнения и бланк 2021 года

Скачать образец положения о наставничестве на производственном предприятии в формате Word

Образец положения о наставничестве

  • 1 В соответствии с законом
  • 2 Содержание документа

Процедура обучения и проверки уровня подготовки новопринятых работников при помощи наставничества должна быть подробно раскрыта в локальных документах предприятиях. Одним из основных регламентирующих актов является положение о наставничестве. В нем раскрываются ключевые этапы и критерии оценивания специалистов, приводится шаблон итогового отчета и порядок его составления.

В соответствии с законом

Законодательных норм, прямо регулирующих наставничество, нет. Работодатели самостоятельно принимают решение о необходимости введения системы предварительного обучения и аттестации персонала. Одной из форм оценивания уровня квалификации и соответствия должности является наставничество.

Наставник выбирается из числа действующих сотрудников, который обладают достаточными знаниями и опытом для оказания помощи в освоении специфики отдельных работ новопринятыми специалистами.

Разработку положения о наставничестве в организации можно поручить:

  • кадровикам;
  • юристам;
  • бухгалтерии;
  • начальникам структурных подразделений или их заместителям.

Локальный акт не должен противоречить нормам трудового законодательства. Ответственность за содержание положения возлагается на руководителя предприятия, который собственноручной подписью утверждает документ.

Содержание документа

В локальном документе рекомендуется обозначить следующие информационные блоки:

  • цели внедрения практики наставничества. Это может быть адаптация к работе в коллективе, ускорение процесса обучения и знакомство со спецификой деятельности компании;
  • задачи, которые ставятся перед наставниками;
  • минимальные и максимальные сроки наставничества;
  • перечень специалистов, которые должны проходить комплекс мероприятий в рамках сотрудничества с наставником. Положение о наставничестве на производственном предприятии и других видах учреждений может распространяться на стажеров, практикантов;
  • порядок организации процесса оценивания специалистов. В этом разделе необходимо указать, по каким критериям выбирается работник на роль наставника, как будет осуществляться проверка его объективности, как оценивать качество его работы с подопечными. Назначение наставника осуществляется путем издания руководством фирмы приказа. Эффективность труда наставника может быть определена по динамике прогресса стажера по промежуточным и итоговым контрольным мероприятиям;
  • если руководство предприятия решит, что имеется необходимость в дополнительном поощрении наставников, можно зафиксировать систему вознаграждений – моральных и материальных;
  • раздел, посвященный описанию прав всех участников процедуры наставничества. К примеру, наставник вправе требовать от стажера предоставления регулярных отчетов о проделанной работе (в устной или письменной форме), ему могут предоставляться полномочия по вовлечению в процесс обучения третьих лиц;
  • обязанности каждой стороны. Например, наставник должен на своем примере показать стажеру, какой уровень теоретической и практической профессиональной подготовки необходим для выполнения трудовых функций. В перечень обязанностей наставника может входить оказание помощи на этапе освоения подопечным работником специфичных навыков;
  • меры ответственности – система внутренних санкций (дисциплинарные, административные, материальные) за несоблюдение правил взаимодействия в процессе наставничества, за нарушение правил корпоративной этики, трудовой дисциплины, неудовлетворительные результаты профессионального оценивания.

С текстом положения до издания приказа о наставничестве необходимо ознакомить предполагаемого наставника и стажера. В локальном акте не могут содержаться требования, которыми ущемляются права любой из сторон.

Добавим, что документ не заменяет собой трудовой контракт или договор о материальной ответственности, их надо заключать отдельно. Наши специалисты подготовили образец положения о наставничестве. Его можно бесплатно скачать на сайте.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

Цели и задачи наставничества

1.1. Целью наставничества является оказание помощи сотрудникам (стажерам) в их профессиональном становлении.
1.2. Основными задачами наставничества являются:
а) ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности;
б) адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном подразделении.

1. Организация наставничества

2.1. Наставничество устанавливается над новыми сотрудниками в период испытательного срока.
2.2. Наставничество устанавливается продолжительностью до двух месяцев.
2.3. Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющие системное представление о своем участке работы и работе подразделения, преданные делу компании, поддерживающие ее стандарты и правила работы, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
2.4. Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника осуществляется в приказе о назначении сотрудника стажером по должности либо назначения его на определенную должность. Основанием для закрепления наставника является представление непосредственного начальника при обоюдном согласии предполагаемого наставника и сотрудника (стажера), за которым он будет закреплен.
2.5. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач новым сотрудником в период испытательного срока. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
2.6. Наставническая деятельность оценивается по ее завершении аттестационной комиссией, оценка проводится методом 360 градусов, т.е. сотрудник оценивается с разных уровней: руководителем подразделения, наставником, коллегами, подчиненными и самим аттестуемым.
2.7. Система мотивации наставника:
1 вариант — новый сотрудник успешно проходит испытательный срок. Наставник получает дополнительное вознаграждение в размере 2500 (двух тысяч пятисот) рублей;
2 вариант — новый сотрудник, проработавший не менее одного месяца, не прошел испытательный срок (не по причине неудовлетворительной работы наставника). Наставник получает компенсацию за проделанную работу в размере 1000 (одной тысячи) рублей;
3 вариант — при выявлении неудовлетворительной работы наставника объявляется замечание.

Читать еще:  Почему может быть ограничен выезд за границу?

1. Обязанности наставника

Наставник обязан:
3.1. Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности.
3.2. Разрабатывать и утверждать совместно с непосредственным начальником сотрудника (стажера) индивидуальный план его обучения.
3.3. Всесторонне изучать деловые и нравственные качества сотрудника (стажера), его отношение к работе, коллективу.
3.4. Оказывать сотруднику (стажеру) индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

1. Личным примером развивать положительные качества сотрудника (стажера), привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

2. Нести материальную ответственность за действия стажера в период прохождения им испытательного срока до момента назначения его на определенную должность.

2. Права наставника

4.1. Наставник, с согласия непосредственного руководителя, подключает для дополнительного обучения стажера других сотрудников.
4.2. Требует рабочие отчеты у нового сотрудника как в устной, так и в письменной форме.
4.3. Участвует в обсуждении вопросов, связанных со служебной, общественной деятельностью сотрудника (стажера), вносит предложения непосредственному начальнику о его поощрении, применении мер дисциплинарного воздействия, удовлетворении разумных потребностей и запросов.

Положение о наставничестве в ДОУ (примерная форма, образец 2020)

Положение о наставничестве в ДОУ (примерная форма, образец 2020). В предыдущей статье мы рассмотрели вопрос «Наставничество в ДОУ: как организовать и регламентировать» и дали Примерную структуру «Положения о наставничестве в ДОУ».

В этой статье мы предлагаем Примерную форму «Положения о наставничестве в ДОУ», которое утверждается приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения.

В Положениях часто используется понятие «молодой специалист», мы предлагаем использовать понятие широкое понятие «молодой педагог», так как наставник может быть не только у молодого специалиста, но и у педагогов, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике).

Наименование дошкольного образовательного учреждения

Педагогическим советом Заведующий

Протокол №___ от «__»_______20__г. ___________ Ф И О

Приказ № _____от «___»________ 20___г.

Положение о наставничестве

1.Общие положения.

1.1.Настоящее положение разработано в (наименование учреждения) (далее Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и регламентирует деятельность педагогов.

1.2. Наставничество — разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или с педагогами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

1.3. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области дошкольного образования и методики преподавания.

2.Цели и задачи наставничества.

2.1. Цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении — оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в Учреждении кадрового ядра.

2.2. Задачи наставничества:

  • привить молодому педагогу интерес к педагогической деятельности и закрепить его в образовательном учреждении;
  • ускорить процесс профессионального становления молодого педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • способствовать успешной адаптации молодого педагога к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении.

3.Организационные основы наставничества.

3.1. Наставничество организуется на основании приказа заведующего Учреждения.

3.2. Руководство деятельностью наставников в Учреждении осуществляет заместитель по УВР (старший воспитатель)..

3.3. Заместитель по УВР (старший воспитатель) выбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям:

  • высокий уровень профессиональной подготовки;
  • развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
  • опыт воспитательной и методической работы;
  • стабильные показатели в работе;
  • богатый жизненный опыт;
  • способность и готовность делиться профессиональным опытом;
  • стаж педагогической деятельности не менее 5 (пяти) лет.

3.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более 2 (двух) подшефных педагогов.

3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на Педагогическом совете, утверждаются заведующим Учреждения.

3.6. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого педагога, за которым он будет закреплен по рекомендации Педагогического совета, приказом заведующего Учреждения с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к молодому педагогу, на срок не менее 1 (одного) года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее 1 месяца с момента назначения молодого педагога на должность.

3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий работников Учреждения:

  • педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в Учреждении;
  • педагогов, имеющих стаж педагогической деятельности не более 3 (трех) лет;
  • педагогов, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике).

3.8. Замена наставника производится приказом заведующего Учреждения в случаях:

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу молодого педагога или наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и молодого педагога.

3.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является:

  • качественное выполнение молодым педагогом должностных обязанностей в период наставничества;
  • активное участие молодого педагога в жизни Учреждения, выступления на методических мероприятиях Учреждения, на методических мероприятиях муниципального, регионального уровней.
  • Участие молодого педагога в конкурсе профессионального мастерства различного уровня.
Читать еще:  Как установить отцовство после смерти отца в судебном порядке

3.10. За успешную работу педагог-наставник отмечается заведующим Учреждения по действующей системе поощрения и стимулирования, вплоть до представления к почетным званиям.

3.11. По инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления — Совет наставников.

4. Обязанности педагога-наставника.

4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого педагога по занимаемой должности;

4.2. Изучать:

  • деловые и нравственные качества молодого педагога;
  • отношение молодого педагога, к проведению образовательной деятельности, коллективу Учреждения, воспитанникам и их родителям;
  • его увлечения, наклонности, круг досугового общения;

4.3.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны и безопасности труда).

4.4. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым педагогом, НОД, режимных моментов и совместных мероприятий с детьми;

4.5. Разрабатывать совместно с молодым педагогом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

4.6. Оказывать молодому педагогу, индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения НОД, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

4.7. Развивать положительные качества молодого педагога, корректировать его поведение в детском саду, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

4.8.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого педагога, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.

4.9. Вести дневник работы наставника и периодически докладывать старшему воспитателю о процессе адаптации молодого педагога, результатах его труда.

4.10. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагога, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого педагога.

5.Права педагога-наставника.

5.1. С согласия заместителя по УВР (старшего воспитателя) подключать для дополнительного обучения молодого педагога, других работников Учреждения.

5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого педагога, как в устной, так и в письменной форме.

6. Обязанности молодого педагога.

6.1.Изучать закон «Об образовании», нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности Учреждения и функциональные обязанности по занимаемой должности.

6.2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.

6.3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

6.4.Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

6.5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

6.6. Раз в три месяца отчитываться о своей работе перед наставником и заместителем по УВР (старшим воспитателем).

7. Права молодого педагога.

7.1. Вносить на рассмотрение администрации Учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

7.2. Защищать профессиональную честь и достоинство.

7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

7.4. Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.

7.5. Повышать квалификацию удобным для себя способом.

7.6. Защищать свои интересы самостоятельно и через представителя, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

7.7. Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

8. Руководство работой наставника.

8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя по УВР (старшего воспитателя) и заведующего Учреждения.

8.2. Заместитель по УВР (старший воспитатель) Учреждения обязан:

  • представить назначенного молодого педагога, педагогам Учреждения, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого педагога, с закрепленным за ним наставником;
  • посещать мероприятия, проводимые с детьми наставником и молодым педагогом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми педагогами;
  • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
  • определить меры поощрения педагога-наставника.

8.3. Непосредственную ответственность за работу наставника с молодыми педагогами, несет заместитель по УВР (старший воспитатель.)

Заместитель по УВР (старший воспитатель) обязан:

  • рассмотреть индивидуальный план работы наставника;
  • провести инструктаж наставника и молодого педагога;
  • обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
  • осуществлять систематический контроль работы педагога-наставника;
  • заслушать и утвердить на заседании Педагогического совета отчеты молодого педагога, и наставника и представить их заведующему Учреждения.

9. Документы, регламентирующие наставничество.

9.1.К документам, регламентирующим деятельность наставника, относятся:

  • настоящее Положение;
  • приказ заведующего Учреждения об организации наставничества;
  • перспективный план работы наставника;
  • протоколы заседаний Педагогического совета, на которых рассматривались вопросы наставничества;
  • методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;

9.2. По окончании срока наставничества молодой педагог, в течение 10 дней должен сдать заместителю по УВР (старшему воспитателю) следующие документы:

  • отчет молодого педагога о проделанной работе;
  • план профессионального становления с оценкой наставника проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого педагога.

10.Заключительные положения

10.1.Дополнения, изменения в настоящее Положение могут вноситься педагогами учреждения, заведующим, заместителем заведующего по УВР (старшим воспитателем).

10.2 Дополнения, изменения в Положение принимаются на заседании педагогического совета и утверждаются руководителем дошкольного учреждения.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector