Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц?

Налоговый контроль

В отношении физических лиц налоговые органы могут проводить выездные и камеральные (т.е. проверки полученных документов, без выезда к налогоплательщику).

Например, камеральная проверка проводится, если налогоплательщик – физическое лицо представил декларацию о доходах. Налоговый орган рассматривает ее и при необходимости требует недостающие пояснения документы и т.п.

На проведение камеральной проверки отводится три месяца. По истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов и разъяснений.

Выездные налоговые проверки физических лиц – явление не совсем обычное.

Тем не менее, законодательством они предусмотрены и на практике проводятся.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются как организации, так и физические лица. Согласно п.2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту жительства физического лица.
На основании ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка должна проводиться на территории (в помещении) налогоплательщика. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.

На основании п. 13 ст. 89 НК РФ должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осматривать территории, помещения налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документы и предметы. Согласно п. 14 ст. 89 НК РФ при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. В то же время в силу ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. На основании п.5 ст. 91 НК РФ доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

Вероятнее всего, проведение выездной налоговой проверки в отношении физического лица будет осуществляться по месту нахождения налогового органа.

Несмотря на существенные ограничения при проведении выездной налоговой проверки в отношении физического лица независимо от наличия согласия проверяемого физического лица налоговые органы вправе:

запросить у налогоплательщика – физического лица необходимые для проверки документы; провести осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением;

произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;

вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (ст. 90 НК РФ);

привлечь специалистов и экспертов (ст. 95 и 96 НК РФ);

истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ).

Назовем некоторые примеры, при которых налоговые органы проводят выездные проверки:

выездные налоговые проверки физических лиц, которые занимались незаконной предпринимательской деятельностью (без регистрации в качестве ИП);

выездные налоговые проверки физических лиц, результатом которых явилось подтверждение того, что физическое лицо не уплатило налог с полученного дохода;

выездные налоговые проверки физических лиц с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов в периоды, в которые физическое лицо обладало статусом индивидуального предпринимателя (например, с последующим доначислением НДС);

выездные налоговые проверки физических лиц с целью проверки документов, подтверждающих расходы физического лица, на которые уменьшены его налогооблагаемые доходы;

выездные налоговые проверки физических лиц с целью с целью подтверждения правильности заявленных физическим лицом имущественных.

Кроме того, в настоящее время налоговые органы, получая информацию из разных источников, осуществляют налоговый контроль расходов физического лица, в рамках которого пытаются установить соответствие расходов уровню доходов.

Отдельные вопросы проведения налоговых проверок

Какой налоговый орган проводит повторную налоговую проверку при смене налогоплательщиком места регистрации? Могут ли налоговики инициировать повторную проверку, если результаты предыдущей проверки были успешно оспорены в суде? Являются ли документы и информация, полученные вне рамок налоговых проверок, допустимым доказательством при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки? Ответы на эти и другие вопросы — в нашем материале.

Порядок проведения налоговых проверок жестко регламентирован Налоговым кодексом. Однако на практике нередки ситуации, когда нормы налогового законодательства по вопросам налоговых проверок нуждаются в разъяснениях.

Повторная проверка при смене места регистрации компании

Повторной признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ). Она может назначаться:

вышестоящим налоговым органом в целях контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

налоговым органом, ранее проводившим проверку, при подаче уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Проверка вышестоящим налоговым органом

Может случиться так, что поле окончания выездной налоговой проверки компания изменит место своей регистрации. Согласно положениям п. 10 ст. 89 НК РФ вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вправе назначить повторную проверку. Возникает вопрос: какой вышестоящий налоговый орган (по новому или по старому месту регистрации компании) в такой ситуации может провести повторную выездную проверку?

В письме от 14.12.2020 № 03‑02‑07/1/109017 Минфин России указал, что Налоговым кодексом не предусмотрены ограничения по проведению вышестоящим налоговым органом повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, в случае изменения адреса регистрации организации. А в письме от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 ФНС России разъяснила, что поскольку при повторной проверке контролируется деятельность налогового органа, проводившего проверку, то вышестоящим налоговым органом по отношению к нему будет являться Управление ФНС России по субъекту РФ по прежнему месту учета налогоплательщика. Налоговики также отметили, что данная позиция подтверждена письмом Минфина России от 29.03.2012 № 03‑02‑08/32. Таким образом, из разъяснений чиновников следует, что проводить повторную проверку будет вышестоящий налоговый орган по прежнему месту регистрации компании.

Проверка при подаче уточненки

В пункте 10 ст. 89 НК РФ сказано, что в случае подачи уточненки с суммой налога к уменьшению повторную выездную проверку может проводить налоговый орган, ранее проводивший проверку. Но какой налоговый орган может провести такую проверку, если компания на момент подачи уточненной декларации сменила место своей регистрации?

В письме от 06.03.2012 № АС-4-2/3639 ФНС России указала, что в случае, когда компания, сменившая после выездной проверки место своей регистрации, представила уточненную декларацию за период, проверенный выездной проверкой, с суммой налога в размере, меньшем ранее заявленного, повторная выездная проверка проводится налоговым органом по прежнему месту учета. Если же налог и налоговый период, за который представлена уточненная декларация, ранее в ходе выездной налоговой проверки не проверялись, они проверяются в рамках выездной проверки налоговым органом по новому месту учета компании.

Обратите внимание: по общему правилу, установленному п. 10 ст. 89 НК РФ, при проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки. Однако это правило не действует при проведении повторной проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Дело в том, что согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация. В письме УФНС России по г. Москве от 22.05.2020 № 24-23/2/085439@ со ссылкой на Определение Верховного суда РФ от 05.03.2015 № 305-КГ15-606 указано, что налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларации за период, который находится за пределами трех лет. Поэтому проведение повторной выездной проверки за пределами указанного срока соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов.

Проверка при наличии решения суда

Результаты камеральной или выездной проверки могут быть оспорены компанией в суде. Как этот факт влияет на последующие проверки, разъяснил Конституционный суд РФ.

Повторная проверка вышестоящим налоговым органом

В постановлении от 17.03.2009 № 5-П Конституционный суд РФ указал, что положения п. 10 ст. 89 НК РФ позволяют вышестоящему налоговому органу проводить повторную выездную проверку и в тех случаях, когда спор между налогоплательщиком и налоговым органом, проводившим первоначальную выездную проверку, был разрешен судом. Однако вышестоящий налоговый орган по результатам такой повторной проверки не вправе выносить решения, влекущие изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным решением суда. В противном случае будет нарушаться право на судебную защиту, установленное ст. 46 Конституции РФ. Этот вывод был еще раз подтвержден Определением Конституционного суда РФ от 28.01.2010 № 138-О-Р.

Таким образом, в рамках повторной проверки вышестоящий налоговый орган не вправе произвести компании доначисления, если ранее они были успешно оспорены в суде.

Выездная проверка после камеральной

Допустим, по результатам камеральной проверки компании были произведены доначисления, которые она успешно оспорила в суде. Может ли налоговый орган произвести доначисления тех же налогов в рамках проводимой в последующем выездной проверки?

В Определении от 10.03.2016 № 571-О Конституционный суд РФ разъяснил, что камеральная проверка является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства. В отличие от выездной проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности. Выездная проверка ориентирована на обнаружение тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной проверки. Для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий налогового контроля. Таким образом, камеральные и выездные проверки не предполагают дублирования контрольных мероприятий. Соответственно, при проведении выездной проверки как более углубленной формы налогового контроля не исключается выявление таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной проверки.

Читать еще:  Правила торговли в 2021 году

Конституционный суд указал, что в рамках камеральной и последующей выездной налоговой проверки могут проверяться одни и те же налоги за один и тот же период и в том случае, когда к моменту проведения выездной проверки решения по итогам камеральной проверки были проверены судом. Указанное обстоятельство не препятствует налоговому органу по результатам выездной проверки прийти к выводу о необходимости корректировки размера налоговой обязанности налогоплательщика. В данном случае изменение объема прав и обязанностей налогоплательщика за конкретный налоговый период происходит в связи с установлением налоговиками новых фактических обстоятельств и с учетом новых доказательств. И это не может расцениваться как преодоление налоговым органом решения суда.

Из сказанного Конституционным судом следует, что даже если результаты камеральной проверки были успешно оспорены в суде, налоговый орган вправе провести выездную проверку за тот же налоговый период и доначислить налог на основе вновь установленных доказательств и выявленных новых обстоятельств. Обратите внимание: если никаких новых доказательств и обстоятельств в ходе последующей выездной проверки выявлено не было, налоговый орган не вправе произвести доначисления, которые ранее по результатам камеральной проверки суд признал неправомерными (постановление АС Волго-Вятского округа от 02.07.2019 по делу № А38-1689/2018).

Доказательства, полученные вне рамок налоговых проверок

Пунктом 2 ст. 93.1 НК РФ установлено, что налоговики могут истребовать вне рамок налоговых проверок документы (информацию) относительно конкретной сделки у лиц, располагающих данными документами (информацией). Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются доказательства, с которыми лицу, в отношении которого проводилась проверка, была предоставлена возможность ознакомиться до начала рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. В связи с этим Минфин России в письме от 23.12.2020 № 03‑02‑07/1/113553 указал, что использование налоговым органом доказательств, полученных вне рамок выездной налоговой проверки, не свидетельствует о недопустимости таких доказательств.

Протоколы допросов свидетелей

Довольно часто налоговики в качестве доказательств используют протоколы допросов свидетелей, полученные вне рамок проверок. Возможность признания таких протоколов допустимыми доказательствами при рассмотрении материалов налоговой проверки зависит от того, когда такие допросы проводились.

В пункте 27 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Пленум ВАС РФ разъяснил, что налоговый орган, исходя из положений п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать документы, полученные в установленном Налоговым кодексом порядке до момента начала этой проверки. Учитывая данные разъяснения, ФНС России и суды указывают, что протоколы допросов, полученные до начала налоговой проверки, являются допустимыми доказательствами при рассмотрении материалов налоговой проверки (письмо ФНС России от 23.04.2014 № ЕД-4-2/7970@, постановления Восточно-Сибирского округа от 06.02.2020 по делу № А19-11208/2019, Западно-Сибирского округа от 18.12.2019 по делу № А27-23884/2018, Северо-Западного округа от 25.01.2019 по делу № А66-15990/2017).

А вот проведение допроса свидетелей после окончания выездной проверки представляет собой нарушение установленного законом порядка сбора доказательств. Поэтому такой протокол допроса является недопустимым доказательством (письмо ФНС России от 23.04.2014 № ЕД-4-2/7970@, постановления АС Поволжского округа от 13.02.2017 по делу № А55-11768/2015, Центрального округа от 03.06.2016 по делу № А54-5473/2015).

Материалы органов внутренних дел

Еще одним распространенным доказательством, полученным вне рамок налоговых проверок, являются материалы органов внутренних дел. В информации от 04.10.2018 ФНС России указала, что при принятии решения по выездной налоговой проверке инспекция может использовать не только собственные доказательства, но и материалы органов внутренних дел. Специалисты налогового ведомства отметили, что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются документы, представленные в налоговые органы при проведении выездных проверок данных лиц, и иные документы, которые есть в распоряжении налогового органа. Налоговые органы вправе привлекать сотрудников органов внутренних дел к проведению выездных налоговых проверок. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства, а также могут обмениваться необходимой информацией.

Суды считают, что материалы, полученные в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если соответствующие мероприятия проведены и материалы оформлены согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. 45 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», постановления АС Северо-Кавказского округа от 13.12.2019 по делу № А63-16489/2018, Восточно-Сибирского округа от 01.12.2017 по делу № А78-12648/2016).

Выездная проверка бывших предпринимателей

Статьей 87 НК РФ установлено, что налоговые органы проводят выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица (ст. 19 НК РФ). Индивидуальными предпринимателями считаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 2 ст. 11 НК РФ). Таким образом, инспекция вправе проводить выездную налоговую проверку у физических лиц, в том числе и являющихся индивидуальными предпринимателями.

Целью проведения налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ). Следовательно, при проведении налоговой проверки предпринимательской деятельности физического лица контролируются его налоговые обязательства как предпринимателя. В письме от 29.07.2011 № 03‑02‑07/1-267 Минфин России разъяснил, что пос­ле внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить налоговую проверку такого юридического лица. Но могут ли налоговики провести налоговую проверку деятельности физического лица в качестве предпринимателя, который уже утратил данный статус?

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки налогоплательщиков в порядке, установленном Кодексом (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ). Пунктом 4 ст. 89 НК РФ установлено, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В письме от 16.11.2020 № 03‑02‑08/99520 Минфин России указал, что данные положения Налогового кодекса не содержат запрета на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. А в письме от 23.01.2012 № 03‑02‑08/6 специалисты финансового ведомства отметили, что статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения им предпринимательской деятельности. И утрата статуса предпринимателя не предусмотрена Налоговым кодексом в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

О том, что налоговые органы вправе проводить выездные проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в этом качестве, сказано и в письме ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@. А Конституционный суд РФ в Определении от 25.01.2007 № 95-О-О указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения физические лица подлежат независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса индивидуального предпринимателя.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.10 Выездная налоговая проверка: методы проведения, обжалование результатов

В настоящее время выездные налоговые проверки остаются основным видом налогового контроля. Существует два вида выездной налоговой проверки: комплексный и тематический.

Комплексная выездная налоговая проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При тематической выездной налоговой проверке проверяется начисление и уплата одного или нескольких налогов.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. В данном решении должны быть отражены:

  • фамилии, имена, отчества, должности, классный чин лиц, осуществляющих выездную налоговую проверку;
  • фамилия, имя, отчество, должность и классный чин лица, вынесшего решение о проведении выездной налоговой проверки;
  • ИНН налогоплательщика;
  • проверяемые периоды;
  • вопросы проверки (виды налогов, по которым выполняется проверка).

Если в решении указано: «Проверка правильности исчисления НДС и налога на прибыль организаций», то проверка будет тематической; если «Проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах», то это — комплексная проверка, которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов (сборов).

Наличие решения — единственное основание для допуска лиц, выполняющих выездную налоговую проверку, к ее проведению. Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения служит основанием, чтобы не допустить проверяющих к проверке.

Запрещают повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключением в этом случае являются проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом в порядке контроля, а также проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации.

Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. Однако в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа он может быть увеличен на один месяц. При наличии филиалов и обособленных подразделений срок проверки увеличивается на один месяц.

При выездной налоговой проверке работники налогового органа осуществляют расчет налоговых платежей на основании первичной бухгалтерской документации налогоплательщика и их сверку с суммами налогов, представленными налогоплательщиком в декларациях.

При проведении выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа:

  • могут вызывать любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения или обстоятельства, имеющие значение для данной формы налогового контроля. Не могут привлекаться в качестве свидетелей несовершеннолетние лица и лица, не способные в силу своих физических либо психических недостатков правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для налогового контроля;
  • имеют право доступа на территории и в помещения, используемые налогоплательщиком для получения дохода, с предъявлением служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа в эти помещения (на территории) составляется акт, в котором определяются суммы налогов, подлежащих уплате, на основе оценки имеющихся сведений о налогоплательщике или по аналогии;
  • могут проводить осмотр помещений, территорий и документов, принадлежащих налогоплательщику, в присутствии понятых и самого налогоплательщика. По результатам осмотра составляется протокол.

По окончании выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку с указанием предмета проверки и срока ее проведения. Один экземпляр справки вручается налогоплательщику, другой с отметкой о ее получении остается у налогового органа.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки уполномоченным лицом должен быть составлен по установленной форме акт налоговой проверки, который в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен налогоплательщику либо его представителю.

Истребование документов . При выездной налоговой проверке должностные лица налоговых органов, проводящие проверку, имеют право истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для ее осуществления. В этом случае составляется требование о представлении документов за подписью руководителя проверяющей группы, и лицо, которому адресовано данное требование, обязано представить документы в пятидневный срок.

Помимо представления документов налогоплательщик составляет опись данных документов, которую подписывают лицо, выполняющее налоговую проверку, и налогоплательщик. В случае непредставления или несвоевременного представления документов налогоплательщик несет ответственность в соответствии с налоговым законодательством.

Выемка документов и предметов. При выездной налоговой проверке, когда имеются достаточные основания полагать, что документы могут быть сокрыты, изменены или уничтожены, налоговый орган имеет право провести выемку документов на основании специального постановления руководителя налогового органа. Запрещается проводить выемку документов в ночное время.

Выемка документов проводится в присутствии понятых с составлением протокола и описи изымаемых документов. Копия данного протокола вручается налогоплательщику под расписку. При необходимости изымаются оригиналы документов, однако в таком случае налоговый орган обязан выдать налогоплательщику копии в течение пяти дней.

В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа в помещение, где находятся подлежащие выемке документы, должностные лица имеют право войти туда сами.

Привлечение экспертов и переводчиков. Если при выездной налоговой проверке потребуются специальные знания по предметам, не относящимся к компетенции налоговых органов, можно привлечь экспертов, других специалистов и переводчиков. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, искусстве, технике и т.д. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы. Он также вправе отказаться от дачи заключения, если не обладает достаточными знаниями или представленных ему материалов недостаточно.

При выполнении экспертизы проверяемое лицо имеет право:

  • требовать назначения другого эксперта;
  • присутствовать при проведении экспертизы;
  • знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме, в которой излагаются ход проведенных исследований и полученные результаты.

При необходимости для участия в выездной налоговой проверке могут быть привлечены переводчик-профессионал, обладающий специальными знаниями и навыками и не заинтересованный в исходе дела, и переводчик. Переводчиком может быть признано не заинтересованное в исходе дело лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. За отказ, уклонение от своих обязанностей либо осуществление заведомо ложного перевода НК РФ предусмотрена ответственность.

Оформление и обжалование результатов выездной налоговой проверки. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев с момента ее окончания налоговый орган составляет акт, в котором указываются:

  • общие данные о проверке (кем, когда, по каким вопросам, за какой период и в какой организации выполнялась выездная налоговая проверка, а также данные об организации — юридический адрес, виды деятельности, состав учредителей и т.д.);
  • налоговые правонарушения, обнаруженные в ходе проверки, со ссылками на статьи НК РФ (все факты налоговых правонарушений должны быть документально подтверждены);
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Копия акта вручается налогоплательщику. В случае уклонения налогоплательщика от получения копии акта должностные лица налогового органа делают соответствующую отметку, акт направляется по почте и считается полученным в течение шести дней с момента отправления.

Если налогоплательщик не согласен с результатами выездной налоговой проверки, то он имеет право в двухнедельный срок с момента получения акта направить письмо о своем несогласии в налоговый орган. Разногласия фиксируются в произвольной форме, однако они должны быть документально подтвержденными и обоснованными.

В течение установленного НК РФ срока разногласия должны быть рассмотрены налоговым органом и по ним должно быть вынесено решение:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе в привлечении к налоговой ответственности;
  • о проведении дополнительных мероприятий, если налоговый орган не имеет достаточных доказательств вины налогоплательщика.

При вынесении решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в течение 10 дней ему направляется требование об уплате налога с указанием суммы налога, пеней и штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет. При неисполнении требования об уплате налога налоговый орган имеет право взыскать сумму неуплаченного налога с налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя в бесспорном порядке.

Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, то он имеет право оспорить результаты выездной налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган и (или) суд. Организации и индивидуальные предприниматели должны обращаться в арбитражный суд, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, — в суд общей юрисдикции.

Жалоба может быть подана в следующем порядке:

  • в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд;
  • одновременно в вышестоящий налоговый орган и суд;
  • в суд без предварительного обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган должна быть подана в течение трех месяцев с момента подписания налогоплательщиком акта выездной налоговой проверки. Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу налогоплательщика в течение одного месяца с момента ее получения и вынести решение:

  • оставить жалобу без удовлетворения (в случае подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика, либо отсутствия обоснований заявляемых требований, либо вступления в силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе, либо пропуска срока подачи жалобы);
  • отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении.

Жалобы рассматриваются в суде в зависимости от категории налогоплательщиков. Порядок рассмотрения жалоб от организаций и индивидуальных предпринимателей установлен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ), а жалоб от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector