Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как назначает конкурсного управляющего при банкротстве

Как назначает конкурсного управляющего при банкротстве

Статья 174. Банкротство ликвидируемого должника

1. Если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

3. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

Статья 175. Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника

1. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего.

Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.

2. Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в месячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

3. В случае, когда дело о банкротстве возбуждено по заявлению собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, поданному до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящим параграфом.

Статья 176. Последствия отказа от ликвидации должника в порядке банкротства

1. Нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 174 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица.

2. Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 174 настоящего Федерального закона, несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

§ 2. Банкротство отсутствующего должника

Статья 177. Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом

В случаях, когда должник-гражданин либо руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности.

Статья 178. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника

1. Арбитражный суд в двухнедельный срок с момента принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2. Решение арбитражного суда о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства направляется в государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, который в недельный срок со дня получения данного решения представляет арбитражному суду кандидатуру конкурсного управляющего. Арбитражный суд может назначить конкурсного управляющего из числа сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

3. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему.

4. По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статья 179. Распределение выручки

1. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной статьей 106 настоящего Федерального закона. Кредиторы вправе обжаловать результаты рассмотрения их требований конкурсным управляющим в арбитражный суд до момента утверждения ликвидационного баланса.

2. После расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

3. В случае обнаружения конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника сумма, вырученная от продажи такого имущества, направляется на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему.

Если обязанности конкурсного управляющего осуществлял сотрудник государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, то сумма его вознаграждения, а также сумма расходов, связанных с проведением конкурсного производства, перечисляются государственному органу по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Статья 180. Применение положений о банкротстве отсутствующего должника

Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случаях, когда имущество должника — юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Какие обязанности выполняет финансовый управляющий?

Когда назначается арбитражный управляющий, банкротство физического лица полностью переходит под его контроль. Выбрать достойного кандидата на эту должность для профессионального исполнения обязанностей можно в юридической компании «Крайнев, Корчуганова и партнёры» в Москве.

В рамках Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 года (в действующей редакции) «О несостоятельности (банкротстве)» участие финансового управляющего в процессе предусматривается в обязательном порядке. Он утверждается арбитражным судом в деле банкротства, должен соответствовать всем требованиям законодательства.

Понятие, права, обязанности финансового управляющего

Согласно статье 213.9 Федерального закона № 127-ФЗ должник не может отказаться от арбитражного управляющего, банкротство физических лиц проводится только с его участием. Это лицо наделяется полномочиями распоряжаться деньгами и имуществом банкрота, отслеживает соблюдение интересов заявленных кредиторов.

Рекомендуемый нашей компанией конкурсный управляющий по банкротству физических лиц соответствует разнообразным требованиям, по уровню высшего образования, квалификации, опыту работы на аналогичных должностях, наличию допусков. Оплата услуг специалиста проводится в виде фиксированного вознаграждения и уплаты процентов. Первая сумма в 25 000 рублей оплачивается должником до начала процедуры, а вторая рассчитывается от полученных денег в результате реализации имущества, реструктуризации долгов.

Выплата процентов напрямую влияет на уровень стоимости арбитражного управляющего при банкротстве физических лиц. Она рассчитывается в размере не меньше 7% от суммы реализации имущества должника.

Права конкурсного управляющего по банкротству физических лиц включают полномочия:

  • Реализовать имущество должника по конкурентным ценам, проводить реструктуризацию долгов;
  • С этой целью привлекать третьих лиц для проведения процедуры банкротства;
  • Проводить собрание с участием кредиторов для решения вопросов по погашению долгов за счет реализации имущества;
  • В случае невыгодных условий оспаривать проведенные сделки в интересах одной из сторон;
  • Требовать от должника всю информацию о проводимых операциях, оборотах денежных средств.

В обязанности специалиста входит, прежде всего, следование требованиям закона, точно выполнять возложенные функции перед должником и кредиторами.

  1. Контроль над продажей имущества и перечислением полученных денег кредиторам;
  2. Обеспечение сохранности материальных ценностей и объектов недвижимости, подготовленных к продаже для погашения долгов;
  3. Мониторинг платежеспособности и финансового состояния гражданина;
  4. Составление реестра с требованиями кредиторов и оповещение о банкротстве должника;
  5. Выявление признаков фиктивных, преднамеренных действий;
  6. Составление отчетности о прохождении процесса и направление информации кредиторам и суду, и другие функции.

Какие обязанности должника перед финансовым управляющим?

Банкротящийся гражданин обязан предоставить любую информацию по первому требованию, включая сведения о движимом и недвижимом имуществе, денежных средствах, депозитах, банковских картах, получаемых доходах. Сокрытие данных, уклонение и отказ в их предоставлении влечет ответственность в рамках закона.

При необходимости должник может подать ходатайство об отсрочке оплаты для арбитражного управляющего при банкротстве физических лиц и перенесению срока платежа. В рамках закона предусматривается передача также документов, которые предназначены для надлежащего исполнения обязанностей.

Если провести полный расчет, сколько стоит финансовый управляющий при осуществлении процедуры банкротства физических лиц, следует учитывать выплату процентов в соответствии со статьей 20.6 вышеуказанного Федерального закона. Они насчитываются с каждой реализации недвижимости, автотранспорта, имущества гражданина и выплачиваются за счет поступающих средств от продаж.

Общие расходы на банкротство физического лица учитывают также сумму выплат для третьих лиц, привлекаемых финансовым управляющим для процесса. Они могут осуществлять полномочия на основе определения суда. Это решение принимается при условии, если арбитражный финансовый управляющий доказал обоснованность и необходимость привлечения, размер оплаты, получил согласие банкротящегося лица.

Почему предпочитают заказывать услуги у нас?

Назначение арбитражного финансового управляющего проводится в полном соответствии с требованиями действующего закона. Он независим от банковских структур, кредиторов и обладает положительной деловой репутацией. Опытный специалист прекрасно знает все требования закона и регламент проведения операций в ходе банкротства.

Все рекомендуемые специалисты юридической компанией «Крайнев, Корчуганова и партнёры» отлично зарекомендовали себя в ходе судебных процессов. Должник несет минимальные расходы на финансового управляющего при проведении банкротства физических лиц. Специалисты не имеют истории оставления должников с непогашенными долгами в результате завершенных банкротных дел.

Оплата услуг финансового управляющего в процессе процедуры банкротства физического лица не превышает средний уровень в регионе. Он обладает необходимыми разрешениями на право проведения подобной деятельности и высшее образование по экономической или юридической специальности.

Читать еще:  Регистрация ТСЖ порядок сроки помощь юриста

Кто назначает арбитражного управляющего, как назначается арбитражный управляющий? Арбитражный управляющий — это

Банкротство предприятия

Закон о банкротстве рассматривает несостоятельность различных категорий экономических субъектов: юридические лица, градообразующие предприятия, предприниматели, кредитные организации. Общие аспекты предусмотрены по отношению юридических лиц и действуют применительно к остальным субъектам. Процесс банкротства юридических лиц может включить один или несколько из следующих этапов. Рассмотрим их:.

Этап 1. Наблюдение.

Этап 2. Внешний менеджмент и экономическое оздоровление.

Этап 3. Конкурсное производство.

Этап 3.Мировое соглашение.

Заявление в суд о банкротстве предприятия

Правом на подачу заявления о признании гражданина банкротом обладают кредиторы, за исключением кредиторов по требованиям, которые неразрывно связаны с их личностью (например, по уплате алиментов).

Данное заявление следует подать в случае прогноза предприятием-должником невозможности оплаты долгов (ст. 9 ФЗ «О банкротстве»).

Структурные элементы заявления должника:

    • -наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;
    • -реквизиты должника;
    • -сумма требований кредиторов;
    • -размер задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, а также по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту);
    • -сумма вознаграждений, причитающихся к выплате по авторским договорам;
    • -размер задолженности по обязательным платежам;
    • -обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
    • -сведения о принятых к производству общим и хозяйственным судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных документах;
    • -сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;
    • -номера счетов должника в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, почтовые адреса банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
    • -сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;
    • -сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которым не наступил;
    • -иные сведения, подтверждающие основания для подачи заявления должника;
    • -перечень прилагаемых документов.

Чтобы заявление о несостоятельности компании было признана официально, должно быть выполнено три условия:

  • Во-первых, наличие признаков банкротства в соответствии с ФЗ-127, таких как неспособность удовлетворить требования кредиторов или иметь задолженность по налогам и сборам сроком не менее трех месяцев с даты последнего платежа.
  • Во-втрорых, сумма трехмесячной задолженности должна быть не менее ста тысяч рублей.
  • И наконец, необходимо наличие решения арбитражного суда о признании компании банкротом.

При отсутствии судебного решения о наличии первого условия не дает возможности обратиться с заявлением о возбуждении дела о банкротстве..

Арбитражный управляющий — это

Арбитражный управляющий — это главное лицо в рассмотрении дел о банкротстве. Именно действиями арбитражного управляющего обеспечивается юридическое и организационное исполнение процедур Закона О банкротстве, и часто, количество долгов, которые сможет получить кредитор.

Арбитражных управляющих классифицируют в зависимости от их функций на четыре вида. Данная классификация приведена в 127-ФЗ «О банкротстве». Перечислим их.

  • Тип 1. Временный управляющий — лицо назначается с целью наблюдения и проведения мероприятий по сохранению имущества должника и других обязанностей;
  • Тип 2. Административный управляющий — осуществляет экономическое оздоровление организации;
  • Тип 3. Внешний управляющий — осуществляет внешний менеджмент;
  • Тип 4. Конкурсный управляющий — занимается конкурсным производством.

Организация арбитражных управляющих

По закону «О банкротстве» арбитражные управляющие быть зарегистрированы в СРО.

СРО арбитражных управляющих — некоммерческая организация, которая основана на членстве и создана гражданами РФ, сведения о которой занесены в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих.

Основные цели деятельности: координация и обеспечение деятельности арбитражных (временных) управляющих.

СРО арбитражных управляющих приобретает свой юридический статус с момента включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Реестр арбитражных управляющих

Сведения об арбитражных управляющих внесены в РЕЕСТР арбитражных управляющих. Форма записи в реестр арбитражных управляющих — это следующее:

    1. Фамилия
    2. Имя
    3. Отчество
    4. Субъект РФ
    5. Дата вступления в реестр
    6. № в реестре

Кто назначает арбитражного управляющего, как назначается арбитражный управляющий?

Кто назначает арбитражного управляющего? — это вопрос, который одним из первых встает перед заявителем в деле о банкротстве, поскольку от арбитражного управляющего зависит вектор развития процессов банкротства организации должника. Назначает арбитражного управляющего арбитражный суд своим определением. Данное назначение однако на 99% в случае с временным управляющим зависит от кандидатуры временного арбитражного управляющего, которая указана в заявлении на банкротство. Таким образом, если заявитель — это кредитор, то кредитор предлагая кандидатуру временного арбитражного управляющего определяет назначаемую кандидатуру. Если заявитель — это должник, то можно предполагать, что назначенный временный арбитражный управляющий будет придерживаться в большей степени позиции должника.

При этом нужно иметь в виду права собрания кредиторов изменить ход событий, поставить решить по своему вопрос о кандидатуре арбитражного управляющего. Бывает, что уже на первом собрании кредиторов принимается решение о ходатайстве в суд о замене временного арбитражного управляющего даже для окончания стадии наблюдения. Для этого необходимо квалифицированное большинство голосов кредиторов и согласованность их позиции в отношении новой кандидатуры.

Уже на всех следующих процедурах (внешнее управление и/или конкурсное производство) право предлагать и фактически назначать арбитражного управляющего полностью переходит к собранию кредиторов. Группа кредиторов, обладающее большинством голосов, принимает решение (избирает) арбитражного управляющего. После этого арбитражный суд штампует решение.

Как назначается арбитражный управляющий? — ответ на данный вопрос лишен какой бы то ни было политики и определяется формально в Законе о банкротстве (п. 2 Ст. 12, Ст. 37, 39, 41). Согласно этих норм кандидатура арбитражного управляющего или СРО арбитражных управляющих определяется или решением собрания кредиторов, или на этапе введения процедур банкротства в заявлении о начале процедур банкротства в отношении должника. После этого протокол собрания кредиторов или заявление на банкротство должника рассматривает арбитражный суд и в судебном акте утверждает арбитражного управляющего для проведения соответствующих процедур банкротства.

Требования к арбитражному управляющему

Правовой статус арбитражного управляющего определен 127-ФЗ «О банкротстве».

Основным условием для назначения на должность арбитражным управляющим является наличие членства в СРО и утверждения кандидатуры арбитражного управляющего заявителем по делу (должника, кредитора или уполномоченного органа). Существуют и другие требования к арбитражному управляющему:

  • Арбитражный управляющий не должен быть заинтересованным лицом в отношении должника или кредиторов;
  • Арбитражный управляющий должен возместить наложенные на него убытки;
  • Не должен состоять банкротом как индивидуальный предприниматель или гражданин;
  • Не должен обладать статусом дисквалификации или быть лишенным права занимать руководящие должности, а также вести профессиональную деятельность;
  • Должен иметь действующий договор страхования ответственности в случае возникновения ущерба в деле о банкротстве;
  • Должен иметь допуск к государственной тайне в случаях, если допуск предусмотрен рассматриваемым делом.

Вознаграждение арбитражного управляющего

ФЗ «О банкротстве» постановил, что арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение и возмещение в полном объеме расходов на исполнение обязанностей по делу. Вознаграждение выплачивается должником (если иное не предусмотрено законом) и состоит из основной суммы и начислений.

Вознаграждение арбитражного управляющего устанавливается арбитражным судом, а обязательства по уплате установленную сумму возникает на основе судебного акта. Юридическая природа вознаграждения неоднозначна, законодательство использует по отношению к нему такие способы регулирования, которые к прибыли неприменимы.

Фиксированная сумма для временного управляющего составляет 30 (тридцать) тысяч руб в месяц, для административного – 15 тыс. руб в месяц, для внешнего – 45 тыс. руб в месяц, для конкурсного – 30 тыс. руб.

Арбитражный суд вправе увеличить сумму вознаграждения.

Проценты выплачиваются по окончанию дела в течении 10 календарных дней, и их сумма зависит от балансовой стоимости активов должника (от 4%), а также от вида арбитражного управляющего (временный, конкурсный, внешний, административный).

К примеру, балансовая стоимость фирмы составляла 65490 тыс. руб.

4% от указанной суммы – 2619 тыс. руб.

Ответственность арбитражного управляющего

Любой из арбитражных управляющих обязан внести в фонд своей организации от пятидесяти тысяч рублей. Данный фонд называется компенсационным и расходуется на возмещение убытков в случае некорректной деятельности арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий при ряде процедур имеет право самостоятельно управлять имуществом должника с ограничениями, предусмотренными Законом (ФЗ-127 «О банкротстве»). Арбитражный управляющий не всегда может достичь целей процедуры банкротства по причине того, что решения кредиторов иногда могут носить непрофессиональный характер. Такие ситуации возможны, если кредиторы пользуются своим правом согласовывать сделки по продаже имущества должника и условия их осуществления. По завершению процедуры банкротства арбитражный управляющий может быть обвинен в неисполнении своих обязанностей.

На данный момент должность арбитражного управляющего находится в процессе становления, в связи с этим, главной задачей является качественное повышение квалификационного уровня арбитражных управляющих, создание должных условий для поддержания независимости данной категории специалистов, а также усиление их юридической ответственности. Поэтому наиболее остро встает вопрос создания подобающих условий для реализации деятельности арбитражных управляющих, включая также их правовой статус.

В отношении банкротства управляющий наделяется статусом субъекта права, таким образом, это дает возможность контроля над волей управляющего со стороны заинтересованных лиц.

Читать еще:  Счет фактура в 2021

Жалоба на арбитражного управляющего

Исковое требование по взысканию убытков с арбитражного управляющего необходимо подавать после завершения дела о банкротстве, так как по истечении процедуры реально подвести итог о выполненной работе и выполненных требованиях.

Для взыскания убытков следует доказать неправомерные действия арбитражных управляющих. Существует возможность взыскать убытки как в связи с непогашением реестровой задолженности, так и текущей.

В ст. 20.4. Федерального закона «О банкротстве» перечислены ключевые аспекты, способствующие привлечению арбитражного управляющего к ответственности.

Порядок подачи искового заявления о взыскании убытков к арбитражному управляющему такой же, как и к индивидуальному предпринимателю. Арбитражный управляющий должен возместить причинённые неисполнением своих обязательств убытки должнику, кредиторам и др. лицам

День арбитражного управляющего

Днем арбитражного управляющего принято считать в России 17 июля.

Выбор и назначение конкурсного управляющего в случае банкротства ликвидируемого должника

Вопрос:

Организация находится в стадии ликвидации, имеется кредиторская задолженность, кредиторы подали в суд о взыскании долга. По одному из исков принято решение суда о принудительном взыскании долга.

Имущества у организации должника нет, все расчетные счета закрыты.

В настоящее время руководителем ликвидационной комиссии организации должника принято решение о подаче заявления в Арбитражный суд о признании должника банкротом.

В случае если Суд принимает решение о признании должника банкротом, то назначается конкурсный управляющий.

Форма собственности — Общество с ограниченной ответственностью.

Задолженность — более 300000 руб.

Может ли в данном случае собственник организации-должника назначить конкурсным управляющим своего юриста или это должен быть управляющий из числа арбитражных управляющих (саморегулирующие организации)?

Как происходит назначение конкурсного управляющего судом (предоставляется ли организации право выбора конкурсного управляющего) в таком случае?

Ответ:

Выбор саморегулируемой организации для утверждения в деле о банкротстве (в том числе ликвидируемого должника) арбитражного (конкурсного) управляющего осуществляется судом (без учета мнения заявителя).

В связи с изменениями в законодательстве должником утрачено право самостоятельно выбирать кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден.

Обоснование:

По условиям вопроса речь идет о банкротстве ликвидируемого должника (институте упрощенной процедуры банкротства) — если, проведя работу по выявлению всех кредиторов, активов и пассивов, то есть проанализировав экономическое положение должника, ликвидатор придет к выводу о невозможности расчета со всеми кредиторами, он обязан подать заявление о банкротстве.

Как видно из статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», необходимо выполнение ряда несколько условий, при которых возможно применение упрощенной процедуры банкротства:

  • должник находится в состоянии ликвидации;
  • назначена ликвидационная комиссия или ликвидатор;
  • активов должника недостаточно для расчета с кредиторами.

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (пункт 1 статьи 225 Закона N 127-ФЗ).

Согласно положениям пункта 1 статьи 20 Закона N 127-ФЗ арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет соответствующую профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

До недавнего времени можно было с большой степенью уверенности говорить о том, что конкурсным управляющим будет назначен именно тот арбитражный управляющий, которого укажет ликвидатор — как правило, назначался сам ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии — работник организации-банкрота.

В настоящее время должникам запретили самостоятельно определять кандидатуры конкурсных управляющих.

Так, в силу нововведенного пункта 5 статьи 37 Закона N 127-ФЗ в целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора в порядке, установленном регулирующим органом, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.

Указанные изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ, вступившим в законную силу 29.01.2015.

Как показывает пока немногочисленная, сформированная к настоящему времени судебная практика, в делах о признании несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника суд самостоятельно осуществляет выбор саморегулируемой организации и направляет запрос в саморегулируемую организацию, определенную судом путем случайного выбора, тем самым реализуя право, предоставленное пунктом 5 статьи 37 Закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции Закона N 482-ФЗ, с учетом необходимости соблюдения баланса интересов кредиторов и должника, а также с целью утверждения в качестве конкурсного управляющего лица, объективного независимого от участников дела о банкротстве.

Цель введения законодателем порядка свободной выборки саморегулируемой организации по заявлению самого должника о признании его несостоятельным (банкротом) направлена на устранение влияния должника на выбор кандидатуры временного либо конкурсного управляющего и утверждение независимых арбитражных управляющих (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 N 13АП-90/2017 по делу N А56-80704/2014).

Таким образом, Закон N 127-ФЗ предусматривает, что в случае, если процедура банкротства начинается по заявлению должника, в том числе через процедуру ликвидации организации, конкурсный управляющий должен назначаться не по предложению должника-заявителя, а в результате случайного выбора (жребия), чтобы минимизировать вероятность назначения конкурсным управляющим заинтересованного лица.

эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Как назначает конкурсного управляющего при банкротстве

Тема брифинга: о решениях Правительства по упрощению условий ведения бизнеса.

Вопрос: Выступая с отчётом в Государственной Думе, Михаил Мишустин озвучил одну из основных задач Правительства – поддержка занятости и сохранение рабочих мест.

Максим Геннадьевич, какие инструменты для этого планируется использовать?

М.Решетников: Действительно, одна из задач, которые Председатель Правительства обозначил, это сохранение занятости, рабочих мест. И здесь у Правительства широкий спектр инструментов, но я бы прежде всего отметил, особенно в условиях посткризисного восстановления, важность такого инструмента, как процедура банкротства.

Сегодня Правительство рассмотрело проект закона, который по факту глубоко модернизирует этот экономический институт, поскольку последняя правка этого закона была, когда он системно принимался более 20 лет назад и, конечно, на сегодняшний момент устарел. Всем понятна необходимость изменения этого закона. Ещё раз отмечу, с чем это связано.

Текущая версия закона о банкротстве воспринимается бизнесом зачастую либо как инструмент по ликвидации бизнеса, инструкция по ликвидации бизнеса, либо как способ затягивания процедур по возврату долгов и возможность не платить по долгам.

Потому что как процесс сейчас устроен? В большинстве случаев компании прибегают к процедуре банкротства, когда активы из предприятия уже выведены. Дальше в рамках исполнительного производства или до этого по предложению кредитора суд назначает для ведения бизнеса арбитражного управляющего, на основе зачастую субъективных оценок которого и принимаются те или иные решения. В результате в 98% случаев вводится конкурсное производство, по факту происходит распродажа всего того, что осталось от предприятия. И только в 2% случаев запускаются реабилитационные процедуры, то есть действительно процедуры, направленные на сохранение занятости, рабочих мест, на продолжение производства. Как результат, более половины, а если быть точным, 60% кредиторов не получают ни рубля в рамках этой процедуры, и общая статистика говорит о том, что по 2020 году было удовлетворено лишь 5% требований кредиторов, то есть условно с 1 рубля только 5 копеек получили. При этом сама процедура занимает более двух лет.

Есть ещё один пример, когда предприятия-банкроты длительное время, десятки лет, ведут производство, не платят налоги, копят долги, при этом конкурируют на рынке с другими предприятиями, с теми, кто честно всё это платит. И это всё ещё и существенно искажает конкуренцию.

Почему так происходит?

Первое. Это неэффективное регулирование деятельности арбитражных управляющих. С одной стороны, у них нет заинтересованности, потому что чем дольше идёт процедура банкротства, тем больше их доход. По сути, это стимулирует организацию той самой заведомо убыточной деятельности, а существующая ответственность арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций не решает эту проблему. С другой стороны, кредиторы могут сами выбирать управляющего, и в ряде случаев, скажем так, они заинтересованы выбрать таких управляющих, которые не всегда прозрачно ведут деятельность. Нарушаются интересы должника и кредиторов. Из должника выкачиваются последние ресурсы, что тоже ведёт не к восстановлению бизнеса, а, по сути, к его ликвидации.

Второй момент – это затратная и непрозрачная процедура торгов. То есть как на сегодняшний момент устроена процедура продажи активов: проходит оценка, назначаются торги, торги по разным причинам срываются. В том числе и по причине сговора. После этого делается оценка, соответственно, ниже первоначальной и так далее. В результате имущество зачастую уходит по цене в 20% от рыночной. То есть тем самым также деньги из должника выводятся.

Что предлагается этим законопроектом.

Основной его месседж, ещё раз подчеркну, это усилить эти функции, связанные с реабилитацией предприятий. Чтобы процедура банкротства реально помогала сохранять рабочие места, сохранять работу предприятий, а не стимулировала распродажу активов и ликвидацию, как это сейчас в ряде случаев имеет место быть.

Читать еще:  Калькулятор расчёта средней дневной зарплаты

Во-первых, сокращаем сами процедуры банкротства. Теперь их будет две. Либо реструктуризация долгов и процедура спасения предприятия, либо ликвидация бизнеса. Причём делаем, как я сказал, акцент именно на реабилитации бизнеса. И для этого добавляем ряд новых возможностей. В частности, в суде будет возможность у кредиторов и предприятия договориться о дисконте долга. Иными словами, когда просто в рамках судебных процедур часть долга будет списана, часть долга будет погашена. И тем самым произойдёт процедура оздоровления. Также можно будет продлить сроки возврата задолженности. Соответственно, мы рассчитываем, что такие возможности будут побуждать обращаться в суд и в суде уже договариваться арбитражных управляющих и кредиторов.

Меняем порядок расчёта и выплаты вознаграждения арбитражного управляющего. В целом институт арбитражных управляющих существенно модернизируется – теперь выплата вознаграждения будет увязана с результативностью, то есть подразумевается, что вводится балльная система оценки деятельности арбитражных управляющих, будут учтены все их истории как они проходили процедуру, что делали, насколько успешно и быстро. Если это всё-таки ликвидация предприятия – насколько быстро и эффективно была ликвидация произведена, продажа активов, насколько прозрачно, сколько условно с каждого рубля в конечном итоге получил кредитор. Это будет учитываться. А главным образом – реабилитационная процедура: насколько быстрой он была и как предприятия её прошли и сохранили занятость.

В целом оценка деятельности арбитражных управляющих переходит на цифровую основу. Будет реестр управляющих, будет их рейтинг, баллы, система начислений и так далее. Усиливаем также коллективную ответственность арбитражных управляющих, а точнее, их саморегулируемых организаций. То есть теперь и объём требований к ним может быть выше, и, соответственно, взыскать из компенсационного фонда убытки, которые возникли в результате работы управляющего, можно будет быстрее и в большем объёме. Это важный элемент.

Далее – совершенствуем механизм торгов. Вводится так называемый англо-голландский аукцион. Иными словами, актив выставляется на продажу. Если есть заявки, то идёт аукцион на повышение, как это сейчас работает. Если заявок нет, то, соответственно, идёт снижение цены в одной и той же процедуре, то есть не надо несколько раз объявлять процедуру. Идёт аукцион – снижается цена, и, как только появился спрос, он снова пошёл на повышение. То есть качели так называемые используются. Мы рассчитываем, что такая гибкая процедура позволит сэкономить время и усилия и повысить прозрачность.

Плюс к этому вводится единый маркетплейс, то есть вся эта деятельность будет прозрачной, везде цифровой след, с тем чтобы та отрицательная практика, которая есть, была бы искоренена.

Понимаем, что изменения очень системные, очень большие. Понимаем, что участникам рынка нужно будет время, чтобы адаптироваться к новому регулированию. Поэтому основная часть положений вступает в силу через год после принятия законопроекта. Через полтора года вступают в силу новые положения по порядку отбора арбитражных управляющих, в первую очередь это случайный порядок их отбора в цифровой системе. Также в течение первых двух лет после принятия законопроекта будет возможность и старые процедуры использовать, и новые. То есть суд может назначать также имеющиеся процедуры, с тем чтобы параллельно нарабатывалась новая практика и в то же время ещё существовала на переходный период старая практика. Рассчитываем, что депутаты и сенаторы нас поддержат. Потому что законопроект вызывал очень много споров, он много обсуждался. Важно, что в развитие законопроекта ещё предстоит разработать и принять порядка 30 подзаконных актов. То есть это действительно очень масштабная, системная реформа. На данном этапе мы приложили максимум усилий, чтобы создать регулирование, где будут сбалансированы все интересы.

Хотелось бы отдельные слова благодарности сказать Первому заместителю Председателя Правительства Андрею Рэмовичу Белоусову, потому что именно на его плечи легла сложнейшая задача по состыковке интересов очень разных участников – это и бизнес, и банки, и фискальные органы. Это и интересы развития экономики, сохранение занятости. Была позиция у Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, достаточно много замечаний у них тоже было. Поэтому мы все эти моменты интегрировали, и в результате получился очень системный законопроект, который сегодня получил поддержку Правительства. И, как мы рассчитываем, ещё раз подчеркну, существенно модернизирует институт банкротства, сделает его именно эффективным инструментом сохранения рабочих мест и позволит значительно большему числу предприятий проходить эти сложности, в которые любой бизнес попадает, особенно после кризиса, с тем чтобы не прекращать работу, иметь возможность перезагрузить свою деятельность, вновь инвестировать, создавать новые рабочие места и, главное, выплачивать зарплату тем людям, кто там работает. Это такой важный момент.

И второй, тоже очень системный законопроект был сегодня рассмотрен и поддержан на Правительстве. Законопроект об электронном документообороте.

В чём важность этого законопроекта?

Он решает две задачи. Во-первых, он устанавливает порядок перевода бумажных документов в электронные документы с сохранением всей юридической значимости. То есть электронные документы будут равны бумажным документам. А также создаёт правила для их долгосрочного хранения и для бизнеса, и для органов власти всех уровней. Это будет касаться практически 99% документов. Их можно будет перевести в электронный вид. И дальше срок их хранения в этом случае сокращается до одного года. То есть сейчас у нас, вы знаете, многие муниципалитеты, и региональные администрации, и бизнес вынуждены все подвалы свои забивать оригиналами бумажных документов. Одни только договоры, например на услуги связи, гигантский объём занимают, и финансовые документы и так далее. Теперь появляется возможность по части (подчеркну – по части) этих документов отказаться от такой практики.

У нас были достаточно сложные процессы определения, какие нужно хранить документы, а по каким – можно сократить срок хранения, где надо хранить долгое время. В первую очередь, конечно, были вопросы у правоохранительных органов, потому что финансовые документы и ряд других документов действительно требуют хранения. Сейчас мы нашли компромисс. Значительная часть, ещё раз подчеркну, подпадает под новый порядок, но есть ряд направлений, которые пока будут в старом режиме храниться. А по мере того, как мы наработаем практику, когда возникнет доверие к этому инструменту, наверное, можно будет поставить вопрос и по следующему этапу.

Вторая большая проблема, которую решает этот закон, – уже существующие электронные документы. Они уже подписаны, у многих из них истекает срок действия электронной подписи, и, соответственно, возникает вопрос: что дальше? У них нет статуса для хранения, и законопроект в том числе решает и эту проблему.

Поэтому мы исходим из того, что этот законопроект – один из фундаментов цифровой трансформации документооборота в стране. Да и не только документооборота – это основа для очень многих процессов, а также это создаст новый бизнес в стране, связанный с услугой по хранению документов. Этот бизнес будет лицензироваться – законопроект это предусматривает, потому что, мы понимаем, есть дополнительные требования в этой связи. Тем не менее законопроект детально все эти вопросы урегулирует.

Было очень много разногласий, сложных вопросов – везде найден компромисс. Очень много вопросов также решалось в рамках Правительства, на площадке Правительства. Здесь всеми согласованиями занимался Дмитрий Николаевич Чернышенко, зампред Правительства. Нам удалось под его руководством все эти вопросы решить.

Надеемся, что Государственная Дума рассмотрит этот законопроект. Он у нас приоритетный и в общенациональном плане восстановления экономики, это и часть повестки цифровой экономики, поэтому рассчитываем, что Дума рассмотрит этот законопроект. А мы уже приступаем к разработке 14 подзаконных актов, которых этот законопроект потребует, поскольку создаём, как я уже сказал, новый институт.

Поэтому сегодня в числе прочих – сегодня очень насыщенная была повестка у Правительства – было рассмотрено два таких важнейших документа, которые, каждый в своей сфере, создают принципиально новую экономическую реальность и будут способствовать дальнейшему экономическому развитию этих секторов.

Вопрос: Любовь Маврина, газета «Ведомости».

Максим Геннадьевич, удалось ли устранить противоречия, на которые указывал Российский союз промышленников и предпринимателей, по законопроекту о банкротстве?

М.Решетников: У нас были очень большие обсуждения с бизнесом. И в конечном итоге на совещаниях у Андрея Рэмовича Белоусова мы нашли компромисс по всем решениям. Хотя это не значит, что весь бизнес будет счастлив от этого законопроекта. У всех, во-первых, разное видение. Какая-то часть бизнеса в общем приспособилась, кто-то использует ту ситуацию, ту систему, которая сложилась. Но в то же время необходимость модернизации, глубокой модернизации, закона о банкротстве – этот вопрос поднимался и самим бизнесом. И то, что сейчас сделано, – это очень большой шаг вперёд. Безусловно, не все идеи на сегодняшний момент пока, так сказать, вошли и отражены, но это то, что сейчас действительно необходимо, и то, что поддерживает подавляющее большинство участников.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты