Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженер – это двигатель технического прогресса

Космическое образование: подготовка специалистов для ракетно-космической отрасли

Специалисты ракетно-космической отрасли могут создать новые материалы для корпуса ракет, помочь ученым в исследовании других планет, разработать программные комплексы для моделирования и проектирования многоспутниковых космических систем и многое другое. Космонавтика, космическая техника и технологии – мощный двигатель научно-технического прогресса, и развитие этой отрасли невозможно без активного участия молодежи. Рассказываем об обучении «космических» специалистов в российских вузах.

Космические инженеры

Точкой притяжения и школой «космических» инженеров в МГТУ им. Н.Э. Баумана стал факультет «Специальное машиностроение». Здесь готовят студентов по аэрокосмической тематике. Разработке кораблей, станций и спутников для космоса учат на кафедрах космических аппаратов и ракет-носителей и аэрокосмических систем. Построить подходящий космодром помогут знания, полученные на кафедре стартовых ракетных комплексов. Чтобы рассчитать верную траекторию и баллистику полета, узнать принципы и законы управления, студенты приходят на кафедру динамики и управления полетом ракет и космических аппаратов.

Для перемещения по поверхности Луны, Марса или других планет понадобится создать транспорт, двигательные системы и управляющие компьютеры. Этому начинающие специалисты могут научиться на кафедрах, где занимаются многоцелевыми гусеничными и колесными машинами, автономными информационными и управляющими системами. Свою огромную роль в освоении космоса играют и композитные материалы — развертываемые космические конструкции (антенны, фермы солнечных батарей), головные обтекатели ракет, многоразовые космические аппараты и так далее.

Рассказывают студентам о реальном космосе, делятся опытом и сами космонавты-выпускники МГТУ им. Н.Э. Баумана — Олег Скрипочка, Олег Артемьев, Сергей Кудь-Сверчков и другие. Помимо основных занятий в университете студенты работают с радиотелескопом, изучают существующие ракеты и космические аппараты, посещают стартовые комплексы и принимают участие в запусках. Прямо в МГТУ действует Молодежный космический центр с новым центром управления полетами и лабораторией по созданию спутников, которые запускают в космос.

«Участие студентов в практической деятельности, попытки создать что-то своими руками и головой приводят к большим результатам», — говорит космонавт Олег Скрипочка.

Космическое машиностроение

В Воронежском государственном техническом университете специалистов для ракетно-космической отрасли готовят на факультете машиностроения и аэрокосмической техники. В составе факультета семь кафедр, в том числе расположенная на базовом предприятии АО «Конструкторское бюро химавтоматики» кафедра ракетных двигателей — на ней действует студенческое конструкторское бюро ракетно-космической техники (СКБ РКТ). Один из актуальных проектов бюро — аванпроект ракеты-носителя сверхлегкого класса «BERIK-2020». Он разрабатывается совместно с научно-производственным предприятием «ИнтерПолярис».

Ракета-носитель «BERIK-2020» и ее усовершенствованная модификация «BERIK-2030» будет выполнена полностью из композитных материалов. Часть элементов планируется изготовить методом аддитивных технологий. В двигательной установке ракеты-носителя будет применен турбонасосный агрегат. Для нее разработан жидкостный ракетный двигатель, обеспечивающий высокую универсальность за счет возможности унификации первой и второй ступени средства выведения. Двигатель оснащен уникальной инновационной системой охлаждения, на которую коллектив СКБ получил патент.

«Мы ориентируемся на такой класс сверхлегких ракет, который будет актуален и востребован и сможет обеспечить доставку полезной нагрузки на орбиты оперативно и доступно в первую очередь для частных организаций, потому что им сейчас в силу некоторых причин это практически недоступно. К тому же не стоит забывать про развивающиеся страны, которым в силу геополитических причин недоступны пусковые услуги ведущих космических держав и сами средства выведения полезной нагрузки», — рассказывает Татьяна Башарина, аспирант, руководитель СКБ РКТ ВГТУ.

Навигация для космоса

В Институте электронной техники и приборостроения Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. студентов, магистрантов и аспирантов учат создавать и настраивать навигационные приборы, которые используются, в том числе, в ракетостроении.

Благодаря навигационным приборам, можно ориентироваться на местности и определять местоположение летательного аппарата, наводить цель и маневрировать. Основной элемент навигационных приборов — гироскоп. Его ключевая особенность — сохранение неизменного положения, что позволяет определить перемещения и повороты объекта, в котором он расположен. Навигационные приборы должны быть очень точными. Их создание требует углубленного изучения и сильной учебной базы. «Это одно из востребованных и в то же время сложных направлений обучения в нашем университете. Стоит отметить, что выпускники часто продолжают сотрудничество с вузом и разрабатывают различные навигационные приборы, в том числе и в соавторстве с учеными. У нас имеются соглашения о партнерстве с предприятиями, на которых они трудоустраиваются», — отмечает ректор СГТУ имени Гагарина Ю.А Олег Афонин.

В рамках учебной программы студенты кафедры «Приборостроение» изучают гироскопические приборы, их структуру, схемы и конструкцию. начинающие специалисты работают с приборами, которые применяются в авиации. В программу обучения входит дисциплина «Электроника и микропроцессорная техника», где занимаются обработкой информации, фильтрацией сигналов. Еще одна дисциплина – «Основы автоматического управления». Студенты узнают как структурно описать прибор и разработать его алгоритм, вывести дифференциальные уравнения движения и самостоятельно построить систему управления объекта.

Промышленный шпионаж — двигатель технического прогресса

Российские историки, супруги Гузевичи – Дмитрий Юрьевич и Ирина Давидовна, сотрудники Школы Высших Социальных Исследований в Париже, продолжают рассказ об А.А. Бетанкуре и его роли в становлении русской высшей технической школы.

Ирина Давидовна: Имя Бетанкура вошло в анналы истории техники, в первую очередь благодаря его первой, короткой поездке в Англию, потому, что там он прославился как промышленный шпион, укравший у Джеймса Уатта секрет паровой машины двойного действия…

Он привез его на родину?

И: Нет, во Францию, и передал своему другу, французскому механику Перье, для внедрения. Уже через год на этой основе действовала первая на материке паровая мельница, устроенная Перье в Париже, на Лебяжьем острове.

Дмитрий Юрьевич: Кроме того, Бетанкур предал устройство паровой машины двойного действия гласности, публично известив о нем научное сообщество.

И: Это абсолютно шпионская история, вокруг которой имеется масса литературы, и каждая страна – Испания, Англия, Франция – интерпретирует ее, естественно, по-своему. Но факт есть факт: это был универсальный двигатель, который держался в страшной тайне, поскольку фирма Болтона в Бирмингеме и сотрудничавший с ней Уатт имели от него огромный доход.

Бетанкур этот секрет раскрыл. Как потом выяснилось, он был не единственным, были и другие люди, которые приезжали и пытались что-то сделать, но он продвинулся дальше всех. Он посмотрел на эту машину издалека и понял принцип действия… потом представил в Академию наук ее описание, изготовил действующую модель, опубликовал результаты и англичане остались ни с чем. Ездил он осенью 1788 года, а открыл для публики в 1789. Меньше, чем через пять лет после изобретения Уаттом машины двойного действия.

Бетанкур, как мы помним, в это время живет в Париже?

И: Да, и занимается созданием коллекции машин. Собственно, паровая машина ему и нужна именно для этой коллекции. Сам, лично Бетанкур паровую машину не внедрял. Тут характерен менталитет государственного, корпусного инженера – ему важно было сделать доклад в Академии, снискать там успех, аплодисменты, повышение в должности, прибавку к зарплате. Внедрение же, доходы от предпринимательских затей его не особо интересовали. Да и предприниматель он, надо сказать, был никудышний : все его личные промышленные инициативы регулярно терпели крах.

А Уатта, напротив, волновали доходы – от продаж машин. Разумеется, возникла очень напряженная ситуация – она, кстати, хорошо документирована. Заметим, что не только Бетанкур следил за Уаттом, но и наоборот. В архиве Болтона и Уатта мы обнаружили переведенные на английский язык копии с рукописных материалов экспериментов Бетанкура по упругости паров.

Хотя Бетанкур известен в первую очередь в связи с акцией по разгадыванию секрета Уатта, она была отнюдь не единственной в его списке «шпионских подвигов». Он таким же образом «взял» и раскрыл для широкой публики ряд других промышленных изобретений. Просто машина двойного действия затмила по значимости все остальное.

Интересно и то, что для него это вообще не было подвигом – ему просто нужна была эта машина для кабинета, он поехал, посмотрел и сделал ее. А кабинет машин не сохранился – он довольно быстро погиб. Наполеон вошел в Мадрид в 1808 году, дворец Буэн-Ретиро был разрушен, и коллекция, в основном, погибла. А то, что от нее осталось – было распылено. Есть только каталог.

Читать еще:  Должностная инструкция педагогапсихолога школы профстандарт

Правильно я понимаю, что Ирина как раз сумела по каталогу восстановить виртуальный кабинет машин в компьютере – удалось найти прототипы, по которым Бетанкур делал машины для кабинета? И что процентов семьдесят чертежей сейчас восстановимы?

И: Фактически, кабинет – это инженерное кредо Бетанкура. Сама коллекция, каталог, а также предисловие к каталогу – это отражение того, как он видел состояние техники и инженерной мысли на тот момент времени. В современной терминологии мы можем охарактеризовать это восприятие как переходное – от инженера эпохи Просвещения, с его синкретичным сознанием, в основе которого лежит просвещенческая идея единства всех наук, к инженеру-математику с узкой специализацией. Последним Бетанкур все-таки не был – он был инженером Просвещения. Но достиг многого. Он сделал головокружительную карьеру в Испании, он был у истоков создания испанского корпуса мостов и каналов, он создал Школу мостов и каналов в Мадриде. Школа – очень громко звучит. В течение всех лет, что он там преподавал, в ней было от трех до пяти учеников – но они были!

Так было до 1807-1808, когда Бетанкур «созрел» для отъезда из Испании. До этого он просто, скажем, отлучался – но всегда возвращался потом в Мадрид. Он прожил три года в Англии, постоянно наезжал во Францию, где пробивал созданный вместе с Бреге оптический телеграф — более совершенную модель, нежели у Шаппа. Но тот уже начал строить свою систему. И модель Бетанкура/Бреге, бывшая более защищенной от ошибок, более простой и не требовавшей такого обучения телеграфистов, в конце концов принята не была… При этом, телеграф Бетанкура/Бреге был изделием знаковым и в прямом, и в переносном смысле слова – он символизировал типично испанскую утилитарность, учитывающую отсутствие в стране грамотных техников, приходилось создавать что-то очень простое, доступное.

Д: Однако, оказалось, что момент утерян и создавать эту систему все-таки дороже, чем развивать систему Шаппа. Но, разумеется, все это решалось крайне конфликтно.

В общем, в 1807 году он оказался во Франции, где мимоходом они с Ланцем написали курс механики машин, который, в принципе, прославил обоих. Фактически, это была работа, определившая рождение теории машин и механизмов. Тогда же, в 1807 г. – с декабря по апрель либо май 1808 года – он съездил в Россию, был принят Александром I на царскую службу и вернулся потом за семьей. И окончательно возвратился в Россию уже осенью 1808 — с женой, сыном и тремя дочерьми, какое-то время повертелся без особых дел, а потом его определили к реформам в ведомстве путей сообщения. И в ходе подготовки этих реформ было решено создать институт для подготовки инженеров путей сообщения. Это был результат работы Тайной комиссии, которая заседала в Павловске под председательством принца Ольденбургского, молодого человека, только что женившегося на Екатерине Павловне и «унаследовавшего» транспортное ведомство, которое прежде подчинялось канцлеру графу Румянцеву.

Как осуществлялись собственные проекты Бетанкура? Что про него мы, простые благодарные потомки, знаем: московский Манеж, ныне в своей первозданности уничтоженный Лужковым, подъем Александрийского столпа за час с небольшим из положения «лёжа» в положение «стоять смирно» подъем колонн Исаакиевского собора с помощью деревяшки и чьей-то матери – что еще?

Д: Петербург. Площади Петербурга, планировка Петербурга. Их благодарные потомки знают. А это – результат работы так называемого «Гидравлического комитета»: «Комитета для строения гидравлических работ в Петербурге и прикосновенных к оному местах» созданного под руководством Бетанкура в 1816 году. И туда вошли рядовыми членами все знаменитые архитекторы, которых принято считать создателями ампирного Петербурга – Росси, Стасов, Монферран, Модюи и другие, простыми чертежниками там служили К. Тон, молодой Штакеншнейдер, инженеры Базен, Готман и так далее. То есть, это был огромный, говоря нынешними словами, проектный институт в области градостроения. Бетанкур – во главе, создатель и председатель. И без подписи Бетанкура (а после его смерти – Базена) ни один из проектов не мог быть осуществлен. А создаваемые проекты – это в определенном смысле плод коллективного творчества членов комитета, который поручал потом оформление решения кому-то из архитекторов. И этот архитектор ставил свою подпись как человек, завершивший оформление данного решения. И постройка приписывается обычно этому архитектору.

То есть, Исаакиевский собор – это не вполне Монферран?

Д: Исаакиевский собор – если говорить в реалиях – это плод творчества доброго десятка архитекторов и инженеров, причем не помощников архитектора, а именно ответственных проектировщиков. Причем, половина их – противники Монферрана. И гений этого человека состоял в том, что он сумел все это аккумулировать.

Но он и сам был хороший рисовальщик?

Д: Да, рисовальщик. Но если б он строил по своему первому проекту – собор бы рухнул. А возражения Модюи, архитектора из комитета, позволили Монферрану вылезать не из под груды обломков собора, а из под груды бумаг, против него написанных – это много легче, не так больно. В результате собор и был создан. Еще одна организация, которую в 1820 создал Бетанкур – Комиссия проектов и смет; звучит скучно, однако именно благодаря деятельности этой организации Россия почти не знала катастроф инженерных сооружений по вине инженеров-проектировщиков. По вине подрядчиков, поставивших не те материалы – были, а вот из-за ошибок проекта – нет, никогда! Через эту комиссию проходили проекты всех инженерных сооружений, подлежащих строительству в России. Ее функцией была проверка надежности и прочности.

То, что сейчас называется технадзор…

Д: И они начали создавать первую нормативную литературу. Вся нормативная литература в России восходит к этой комиссии. Эта экспертная организация – тоже детище Бетанкура. Так что его заслуги как организатора, много значительнее, чем собственная инженерная, изобретательская деятельность.

И все-таки – какие-нибудь еще его собственные инженерные работы…

Д: Ряд мостов: первый мост через один из рукавов Невы – Каменноостровский, Бумажный мост через Бумажный канал в Екатерингофе, перестройка Исаакиевского моста, перестройка Тульского оружейного завода, ансамбль Нижегородской ярмарки, постройка Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (то, что сейчас Гознак – Л.У.) – здесь он сам разрабатывал технологии, чуть ли ни дизайн банкнот. И множество других.

Бетанкур принял российское подданство?

Д: Нет. Он и русский толком не выучил. Более того, похоже, он выполнял роль технического резидента Испании в России. Посылал материалы в Испанию…

И: Например, работая с Тульскими оружейными заводами, он слал в Испанию информацию о новейших вооружениях. Как истинный патриот. Но это – мелочи. На самом деле, он был всем одновременно – вот это поражает, это парадокс личности. И он не один был такой – это вполне характерно для эпохи.

Д: Скажем, его последователь и воспреемник Базен получал деньги и в России, и во Франции, находился, фактически, на двух службах одновременно …

Наука будет бороться с тем, что открыла

Придуманные человеком технологии создают новые проблемы, ради которых завтра придется создавать новые технологии. Это значит, что прогресс невозможно остановить: сегодня наука толкает себя вперед сама

Эванстон, Иллинойс. 11 сентября. FINMARKET.RU — Экономика и прогресс — взаимосвязанные вещи: только технический прогресс, использованный в «модели Солоу» вместе с трудом и капиталом, гарантирует вечный рост. Если прогресс может замедлиться или остановиться, значит, то же самое может произойти и с экономикой.

Сегодня многие экономисты говорят об упадке Запада: сейчас США и Европа напоминают близкие к закату империи, например, поздний Рим. Они полагают, жизнь в XX веке сильно улучшилась благодаря техническому прогрессу, но все его плоды уже были собраны: второй раз изобрести электричество или двигатель не удастся. В итоге, нас ждет мир стагнации, в котором стандарты жизни не будут сильно расти.

Читать еще:  Что подразумевается под правами и обязанностями стропальщика

В этом уверен, американский экономист Роберт Гордон: эпоха технического прогресса и быстрых темпов роста была исключением в мировой истории. США вернутся к историческим темпам роста в 0,2%. Современные изобретения и инновации, например, iPhone и другие смартфоры не могут дать сопоставимый толчок экономике. .

Коллега Гордона по Northwestern University — Джоэль Мокир полагает, что Гордон и его сторонники не правы: мир еще не увидел всего, а лучшее — впереди.

Новые технологии порождают научный прогресс

Отношение между научным прогрессом и технологиями напоминают улицу с двухсторонним движением. Например, в XIX веке физики больше узнали об энергии, изучая паровой двигатель, а не наоборот.

Наука зависит от технологий: ей нужны инструменты и приборы, чтобы идти вперед. Новые инструменты расширяют горизонты и позволяют видеть вещи, которые раньше увидеть было нельзя.

Научная революция XVII века полностью зависела от изобретения телескопа, микроскопа, барометра и других измерительных приборов.

В 1880-е годы немецкий физик Генрих Герц изобрел оборудование, которое помогло ему уловить электромагнитное излучение. Аппарат, изобретенной американским физиком Робертом Милликен, позволил ему измерить заряд электрона.

В XX веке влияние таких изобретений на научный прогресс стала еще сильнее. В 1912 году с помощью рентгеновских лучей была выявлена структура кристалла. Через 40 лет этот эксперимент оказался решающим для выявления структуры ДНК.

Если научный прогресс действительно зависит от приборов и инструментов, то в XXI веке человечество ждет поразительное будущее.

Приборы для определения последовательности ДНК и изучения клеток с помощью метода проточной цитометрии произвели революцию в молекулярной биологии.

Мощные компьютеры помогают проводить исследования во множестве областей: от анализа содержания романов до изучения проблем турбулентности.

В таких областях как астрономия, нано-химия и генетическая инженера в последние несколько десятилетий был достигнут серьезный прогресс именно благодаря лучшему оборудованию.

Хранилища данных способствуют изобретениям

Нет никакого автоматического механизма, который конвертирует научные достижения в технический прогресс. Но благодаря более свободному доступу к научным материалам в ближайшие годы этот процесс ускорится и еще станет более эффективным.

Изобретатели, инженеры, ученые, занимающиеся прикладной физикой и химией, — все они нуждаются в том, чтобы наука ответила на вопросы, что может быть и не может быть сделано.

Раньше роль поисковых машин играли энциклопедии, которые суммировали все доступные знания в алфавитном порядке, затем появились библиотеки с их каталогами. Сейчас появились огромные массивы данных, которые можно легко, быстро и практически бесплатно можно передать, копировать, хранить или обработать. Никто уже не говорит о мегабайтах или гигабайтах, теперь в ходе петабайты, то есть миллион гигабайт, и зеттабайты, то есть миллион петабайт.

Сегодня исследовать огромный массив разнорозненных данных можно молниеносно — это меняет наши представления о темпах научного прогресса.

Проблемы — катализатор прогресса

Нынешний научный прогресс сравнивают с фруктовым деревом: все плоды, висящие низко, собраны, а наверх попасть сложно. Но эта метафора обманчива, уверен экономист. Наука строит лестницы, чтобы можно было собрать фрукты, которые висят повыше, а затем еще выше.

Техноический процесс сам создает дисбалансы: каждое технологическое открытие создает новую проблему, которую можно решить только с помощью следующего открытия. Любая новая технология порождает спрос на технический прогресс.

Пример — борьба с насекомыми и вредоносными бактериями. Эволюционный механизм работает: после каждой выигранной нами битвы враг перегруппировывается и становится нечувствителен к яду. Все чаще появляются бактерии, не чувствительные к антибиотикам. Нужны новые лекарства, но бактерии и к ним со временем привыкнут.

В сельском хозяйстве современные удобрения помогли избежать катастрофы, предсказанной Мальтусом и его сторонниками: в мире так и не закончилась еда. Но использование нитратов привело к серьезным экологическим проблемам, например, к загрязнению водоносного слоя и цветению водорослей. И здесь наука придет нам на помощь: с помощью генной инженерии будут выведены растения, которые смогут самостоятельно эффективно преобразовывать нитраты в азот.

В основе современной энергетики лежит ископаемое топливо: уголь, затем нефть, а теперь — природный газ. Однако это нанесло удар по всей планете, ведь изменение климата уже стало реальностью. Новым технологиям удастся это изменить, хотя пока сложно предположить, как это произойдет.

Люди будущего будут много отдыхать

Технологии могут заменить работников, но что будут делать люди? Антиутопии, например, Курта Воннегута о мрачном будущем человечества в роботизированной экономике тревожат людей.

В 1914 году вряд ли кто-то мог представить себе работу вроде программиста видео-игр. Физиотерапевты, консультанты по социальным сетям и комментаторы спортивных программ на телевидении — все это новые профессии, рожденные технологиями. Так и в будущем могут появиться профессии, которых мы не может себе представить не то, что спрогнозировать.

Благодаря роботам, у людей появится больше свободного времени: рабочая неделя сократится, они будут раньше выходить на пенсию. Нужны будут профессии, которые помогут заполнить это свободное время.

Инженер – это двигатель технического прогресса

Инженер – профессия многоликая и имеет множество специализаций в разных сферах человеческой деятельности.

  • История профессии
  • Описание профессии
  • На каких специальностях учиться
  • Лучшие вузы для обучения
  • Обязанности на работе
  • Кому подходит
  • Плюсы и минусы профессии
  • Сколько получают
  • Как построить карьеру
  • Перспективы профессии
  • Видео по теме
  • Комментарии

История профессии

Считается, что профессия инженера появилась во II столетии до н. э. на Апеннинском полуострове – так в Древнем Риме и Греции называли мастеров, которые разрабатывали и обслуживали военные механизмы и устройства. Ее название происходит от французского слова ingenieur, восходящего к латинскому ingenium, означавшему «изобретательность».

Почти полтора тысячелетия инженеры специализировались на военном деле, и только в XVI веке в Голландии они стали заниматься возведением дорог и мостов. В России первым техническим вузом была Школа Пушкарского приказа в Москве, основанная Петром I.

В советские времена инженерное образование давало шанс переехать работать в город и рассчитывать на определенные социальные блага (например, квартиру). Но в целом большинству специалистов платили мало, и особой возможности реализовать свои идеи не было. К тому же на рынок труда выпускалось слишком много технарей, что приводило к тому, что их труд не получал должного уважения.

Сейчас научная мысль развивается стремительными темпами, открываются новые направления деятельности, производство становится все более сложным и технологичным. Этот процесс требует все более узких специализаций работников и умения ориентироваться в меняющемся мире, быстро схватывая и продвигая новые идеи.

Описание профессии

Итак, кто такой инженер и чем он занимается. Сфера приложения его профессиональных знаний – самые разные отрасли народного хозяйства, в первую очередь, промышленное производство.

Специальности у инженеров могут быть разными:

  • конструкторы занимаются разработкой новых механизмов и систем, агрегатов и деталей, а также модернизируют уже существующие устройства;
  • технологи обслуживают производственное оборудование, оптимизируют процессы производства с целью повышения их эффективности;
  • экономисты занимаются расчетами экономических показателей;
  • организаторы обеспечивают текущие потребности предприятий относительно их хозяйственной деятельности.

В рамках этих специализаций инженеров выделяются профили, в том числе такие:

  • электрик – разрабатывает, модернизирует, испытывает и монтирует электрооборудование в промышленности;
  • строитель – проектирует различные постройки (мосты, здания, автомобильные и железные дороги);
  • химик – улучшает качественные показатели выпускаемой продукции путем совершенствования технологических процессов;
  • биоинженер – использует открытия в области биологии на пользу человечеству, например, в медицине, производстве лекарств и продуктов питания;
  • сметчик – определяет расчетную стоимость строительства, согласовывает расценки на проведение строительно-монтажных работ, проверяет правильность вычислений и готовит акты выполненных работ;
  • эколог – разрабатывает способы сохранения окружающей среды при помощи новых технологий, улучшает очистные сооружения инженерных сетей, заводов и фабрик;
  • военный инженер – специалист по совершенствованию и изготовлению оружия, боевых машин, техники двойного назначения;
  • программист – пишет компьютерные коды и приложения для обеспечения работы станков и другого технологического оборудования;
  • киповец – обеспечивает бесперебойную работу автоматических систем, использующихся на производстве и в других сферах деятельности.

Теперь о том, где работают инженеры. Сферы их деятельности очень многочисленны, но чаще всего специалисты трудятся на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро. Не обойтись без них и в медицине, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте.

Читать еще:  Кому нельзя устанавливать ненормированный рабочий день?

На каких специальностях учиться

Решая, как стать инженером, надо иметь в виду, что соответствующее образование можно получить только в вузе – в колледжах или техникумах, конечно, тоже учат по специальностям инженерных профилей, но для работы в среднем производственном звене.

Основные направления инженерного образования:

  • технология машиностроения;
  • автомобили и автомобильное хозяйство;
  • метрология, стандартизация и сертификация;
  • металловедение и термическая обработка металлов;
  • нефтегазовое дело;
  • автоматизация технологических процессов и производств;
  • информационные технологии и др.

Это далеко не полный список инженерных специальностей: о профилях, по которым можно получить образование, надо узнавать в конкретном вузе – на сайте или в приемной комиссии.

Чтобы поступить на инженера, нужно сдавать ЕГЭ по обязательному русскому языку, профильной математике, физике, информатике, химии (в зависимости от избранного профиля).

Лучшие вузы для обучения

Исторически сложилось так, что лучшие технические вузы страны, в которых можно получить профессию инженера, находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но и в крупных региональных центрах также есть мощные университеты с хорошим преподавательским составом и материальной базой.

В обеих столицах тон в инженерном образовании задают, например:

  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого. Дает высшее образование инженерам уже более 120 лет. В число базовых структур вуза входят институты компьютерных наук, прикладной математики, транспортных систем и энергетики, физики и нанотехнологий, биомедицинских систем и др. Есть представительство в Шанхае (Китай) и информационный центр в Мадриде (Испания), реализуется ряд международных образовательных программ.
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ» (г. Москва). Занимает ведущую роль в подготовке кадров для атомной и тепловой энергетики, электротехники, автоматики и электроники. Выпускники вуза проводят научные исследования, занимаются проектной, монтажной и наладочной деятельностью на АЭС И ТЭС. Среди стратегических партнеров вуза такие гиганты, как АО «Концерн Росэнергоатом», ПАО «Российские сети», ООО «Газпром энергохолдинг».
  • Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана – это один из ведущих вузов страны, поступить в него мечтают многие школьники. Здесь можно изучать как фундаментальные, так и прикладные науки. Перечень направлений подготовки инженеров чрезвычайно широк: лазерная техника и радиоэлектроника, специальное (космическое) машиностроение и информатика, биомедицинская техника и инженерный бизнес. В структуре – отраслевые факультеты и кафедры, ряд НИИ, научно-учебные комплексы и прекрасно оборудованные лаборатории.

Учиться на инженера можно и в регионах, где расположены такие вузы, как:

  • Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева (г. Красноярск) – один из опорных региональных вузов. В нем можно пройти обучение по ряду инженерных специальностей. Самые востребованные подразделения – институты машиноведения и мехатроники, космической техники, инженерно-экономический институт, лесоинженерный факультет. Выпускники могут трудоустраиваться на предприятиях оборонного, ракетно-космического комплекса, в машиностроении и лесном хозяйстве. По целому ряду направлений ведутся научные исследования (спутникостроение, химические технологии, астрономия, механика и др.).
  • Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова (г. Архангельск). Инженеры-нефтяники, окончившие этот вуз, занимаются энергообеспечением предприятий, машинами и оборудованием нефтяных и газовых промыслов, бурением скважин, транспортировкой и хранением сырья и продуктов его переработки. В вузе действует исследовательский офис Университета Арктики.
  • Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого в своем Политехническом институте готовит конструкторов машиностроительных производств, инженеров-строителей, специалистов по мехатронике, робототехнике и теплоэнергетике. Партнерами института являются ведущие предприятия и организации области, такие как АОЗТ «Новгородсельстрой», НМЗ «Энергия», ОАО «Завод Староруссприбор», ОАО «Акрон».

Конечно, это далеко не полный список российских вузов, в которых можно получить высшее образование инженера – всего их более сотни, и каждое из учебных заведений достойно внимания абитуриента.

Выучиться на инженера непросто, необходимо освоить целый ряд сложных предметов фундаментального характера, но и работать тоже не очень легко – надо уметь применять все изученное на практике.

Обязанности на работе

Немного о том, что делает инженер на своем рабочем месте. Функции полностью зависят от отрасли, в которой работает специалист, и конкретной должности, но можно выделить ряд общих для всех обязанностей:

  • выполнение различной научно-технической деятельности (проектирование, наладка, организация систем, технический контроль и обеспечение бесперебойного функционирования оборудования);
  • выполнение исследовательских работ;
  • анализ экономических и технических показателей и внесение предложений о повышении эффективности использования разных устройств;
  • внедрение в производство актуальных новинок и рационализаторских предложений;
  • разработка новых приборов и механизмов и применение их на практике;
  • составление технической документации, различных методических рекомендаций, других нормативных документов (заявок, графиков работ, инструкций);
  • решение текущих производственных задач.

На производстве инженеры взаимодействуют с рабочими разных специальностей (ремонтниками, наладчиками, монтажниками, механиками), часто они возглавляют линейные подразделения на предприятиях. Сотрудник с высшим образованием обязан наладить работу коллектива так, чтобы возможно было максимально эффективно выполнять поставленные задачи.

Кому подходит

Перед тем как стать инженером, надо честно ответить себе на вопрос: нравится ли вам работа с техникой. Если есть предрасположенность к точным и естественным наукам (математике, химии, физике, информатике) и соответствующий тип мышления, то можно смело выбирать одну из инженерных специальностей и подбирать вуз с программами соответствующего профиля.

Характеристика инженера с точки зрения личных качеств:

  • ответственность и целеустремленность;
  • грамотность и трудолюбие;
  • эрудированность и изобретательность;
  • широта мышления и творческий подход к делу;
  • организаторские способности.

Плюсы и минусы профессии

К положительным моментам можно отнести то, что инженерные профессии востребованы в промышленности, а за хорошими инженерами работодатели буквально в очередь выстраиваются. Отрицательные стороны – высокая ответственность, необходимость постоянной концентрации внимания, но довольно скромное вознаграждение за труд.

Сколько получают

Несмотря на то что требований к инженерам много, получают они не самую высокую зарплату: в среднем по стране – от 45 до 55 тысяч рублей. Молодым специалистам приходится довольствоваться вдвое меньшими суммами. Многое зависит от места работы: в системе ЖКХ платят в разы меньше, чем на успешных предприятиях, выпускающих конкурентную продукцию.

Как построить карьеру

Классическая карьерная траектория инженера выглядит примерно так: через 3–4 года работы в компании или на предприятии можно стать ведущим специалистом, а в дальнейшем претендовать на должность начальника отдела или цеха. Как вариант, есть шанс возглавить перспективный проект.

Перспективы профессии

Профессия инженера не теряет своей актуальности уже несколько столетий. Автоматизация производства продолжается, постоянно разрабатываются новые продукты и технологии их изготовления. Это значит, что в ближайшие десятилетия и, с большой долей вероятности, столетия инженеры всех специальностей будут двигателем прогресса.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия инженер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения

Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия инженер подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector