Головное и обособленные подразделения как строить отношения
Филиал: что это и как его зарегистрировать
Любое юридическое лицо может состоять из структурных подразделений, а также создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения (ч. 1 и 4 ст. 64 ХКУ). Причем предприятия самостоятельно определяют свою внутреннюю структуру. То есть могут решать, что им необходимо создать: структурное подразделение или, например, филиал.
Обратите внимание: для каждой сферы есть свое определение «обособленное подразделение». В частности, ХКУ и Положение № 148 вкладывают разный смысл в этот термин. Подробно о «кассовом» понимании обособленного подразделения читайте в материале «Филиальная наличка» сегодняшнего номера. В этой же статье мы сосредоточимся на ГКУ и ХКУ.
Итак, важно понимать: структурные и обособленные подразделения согласно с ГКУ и ХКУ — это разные вещи. Все различия между ними мы разместили в таблице (см. ниже). Она как раз и поможет понять, что же такое филиал. Ведь признаки обособленных подразделений, естественно, можно смело привязывать к этим образованиям юрлица.
Характеристики подразделений юрлиц
Критерий
Обособленные подразделения
Структурные подразделения
Регистрация в ЕГР*
информация о них вносится в ЕГР (в сведения о головном предприятии)
не регистрируются в ЕГР
Статус
не имеют статуса юрлица
не имеют статуса юрлица
Местонахождение
находятся исключительно вне местонахождения головного предприятия (т. е. по другому адресу, нежели головное предприятие)
могут находиться как по местонахождению юридического лица, так и по другому адресу. Законодательство никаких запретов по этому поводу не устанавливает
Чем регулируется деятельность
действуют на основании положения о них
действуют на основании положения о них (ч. 2 ст. 64 ХКУ). Хотя их функционирование, по сути, может регулироваться и другими документами
Самостоятельность
— быть плательщиками некоторых налогов и сборов (см. подробнее на с.9 и 18);
— регистрировать НН (см. подробнее на с. 6)
не могут быть самостоятельными плательщиками, подавать отчетность и регистрировать НН
Имущество
имеют отдельно выделенное имущество и баланс, данные которого являются частью финотчетности предприятия
не могут иметь обособленного имущества и баланса
Руководитель
действует на основании и в рамках полномочий, указанных в доверенности. Такая доверенность выдается головным предприятием (ч. 4 ст. 95 ГКУ)
не имеет права выступать от имени юрлица в отношениях с другими лицами, в частности не может самостоятельно заключать сделки**
* Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.
** Исполнительный орган юрлица может поручить руководителю структурного подразделения заключить тот или иной договор от имени юрлица. Для этого юрлицо также будет выдавать доверенность. Но, например, в шапке договора, заключенного таким руководителем, само структурное подразделение фигурировать не будет. К тому же правовые основания выдачи такой доверенности будут другими.
Теперь поговорим о процедуре создания филиала. Каждому этапу мы посвятили отдельный раздел этой статьи.
Принимаем решение о создании филиала
Форма решения будет зависеть от того, в чьи полномочия входит его принятие. Для того чтобы это узнать, загляните в устав головного предприятия или в положение о конкретном обособленном подразделении. Решение о создании филиала может быть в компетенции:
— общего собрания участников (акционеров) (если говорим об ООО или АО);
— собственника (если говорим о частном предприятии (ЧП));
— исполнительного органа (директора или дирекции);
— наблюдательного совета (если говорим об ООО или АО).
Решение общего собрания оформляем протоколом. Если речь идет о решении собственника в ЧП, то оформляем его решением. Если говорим об исполнительном органе, то оформляем решение о создании филиала приказом. Если речь идет о наблюдательном совете, то решение может оформляться, например, протоколом. Конкретная форма решения наблюдательного совета может предусматриваться в уставе или положении о наблюдательном совете.
В процессе принятия решения о создании филиала не забывайте о том, что нужно:
1. Разработать и утвердить Положение о филиале (ч. 3 ст. 95 ГКУ, ч. 4 ст. 64 ХКУ). Каких-либо требований к содержанию Положения нет. Но для некоторых специфических обособленных подразделений есть свои типовые формы такого документа (например, Положение для подразделений кредитных союзов утверждено распоряжением Госкомфинуслуг от 13.03.2008 г. № 338). Тем не менее, советуем вам предусмотреть в Положении о филиале:
— наименование и местонахождение филиала;
— его организационную структуру и функции;
— полномочия, права и обязанности руководителя обособленного подразделения;
— порядок организации работы, отчетности и предоставления информации о деятельности филиала;
— другие вопросы, связанные с деятельностью подразделения и его взаимодействием с головным предприятием.
2. Назначить руководителя филиала, а также определиться с его полномочиями. Все, что вы доверите этому должностному лицу, прописывается в положении о филиале, а также в доверенности. Если в доверенности вы не указали какое-либо полномочие, то руководитель филиала не сможет его реализовать.Более того, если, к примеру, ООО не может заключить сделку дороже 50 % стоимости чистых активов без согласия общего собрания участников, то и филиалу ООО на заключение подобной сделки потребуется это согласие.
Внимание! Руководитель филиала — наемный работник. Значит с ним будут оформляться трудовые отношения (детальнее см. «Решаем «трудовые» вопросы» этого номера.
Включаем филиал в ЕГР
Для для включения филиала в ЕГР вам необходимо обратиться к госрегистратору (обычно через центр предоставления админуслуг) или к нотариусу. Также нужно подать (ч. 17 ст. 17 Закона № 755):
— заявление о госрегистрации создания обособленного подразделения юрлица (форма 4*);
— оригинал (нотариально заверенную копию) решения уполномоченного органа управления юрлица (например, общего собрания участников ООО) о создании обособленного подразделения.
Административный сбор не уплачивается (исходя из ч. 17 ст. 17 Закона № 755).
Информацию о филиале в уставе предусматривать не обязательно.
После внесения информации об этом обособленном подразделении в ЕГР ему присваивается специальный идентификационный код. Кроме того, в ЕГР будет значиться следующая информация о филиале (п. 20 ч. 2 ст. 9 Закона № 755): (1) наименование; (2) местонахождение; (3) виды деятельности; (4) сведения о руководителе подразделения (Ф. И. О., должность, дата рождения, дата назначения и идентификационный код, наличие ограничений по представительству головного предприятия); (5) информация о связи с филиалом.
Учтите: если какие-то из перечисленных данных в отношении филиала меняются, то нужно эти изменения вносить в ЕГР.
Становимся на учет в налоговой
Налоги. Подробно о постановке на учет филиала как плательщика налогов вы сможете прочесть на «Филиал как отдельный плательщик» этого номера. Здесь скажем лишь, что правила постановки на учет зависят от того, является ли филиал самостоятельным плательщиком конкретного налога, то есть подает ли он сам отчетность и уплачивает ли налог.
Если филиал согласно НКУ не является самостоятельным плательщиком конкретного налога, то уплачивает этот налог и подает отчетность головное предприятие. А это означает, что головному предприятию дополнительно нужно встать на учет по неосновному местонахождению (то есть местонахождению филиала). Сделать это можно, подав уведомление по форме № 20-ОПП (регистрируя объекты налогообложения)** или заявление по форме № 17-ОПП.
** Подробно о подаче уведомления по форме № 20-ОПП филиалами см. «Филиал и ф. № 20-ОПП» этого номера.
Во всех остальных случаях на учете в налоговой по местонахождению филиала будет значиться только этот филиал. Его автоматически поставят на учет после получения соответствующих данных из ЕГР.
ЕСВ***. Как только регистрируется обособленное подразделение, налоговая по местонахождению филиала берет его на учет со статусом «Неплатник». Если такое подразделение имеет свой баланс и может рассчитываться с застрахованными лицами самостоятельно (т. е. является плательщиком ЕСВ), то об этом необходимо сообщить в налоговую. Для этого головное предприятие в 10-дневный срок обязано направить письмо (в свободной форме) в налоговую по местонахождению филиала (п. 8 Порядка № 1162).
*** Подробно об уплате филиалом ЕСВ см. «Налогообложение доходов работников подразделений» этого номера.
Открываем счет в банке
Это не обязательная процедура. Однако если мы говорим о филиале, то имеет смысл счет открыть. В соответствии с п. 39 Инструкции № 492 уполномоченному лицу нужно подать:
1) заявление об открытии текущего счета (заявление подписывает руководитель филиала или другое уполномоченное на это лицо);
2) ходатайство юрлица (то есть головного предприятия). В нем указываются:
— текущий счет головного предприятия и наименование банка, в котором открыт такой счет;
— информация о том, является ли филиал самостоятельным плательщиком ЕСВ;
3) копию положения об обособленном подразделении.
Кроме того, представитель филиала должен предъявить свой паспорт, идентификационный код и документ, на основании которого он действует от имени филиала (например, доверенность от головного предприятия) (п. 37 Инструкции № 492).
Об открытии счета для филиала банк сообщит фискалам самостоятельно (п. 69.2 НКУ).
Сообщаем о филиале в Фонд соцзащиты инвалидов
Напомним: юрлица, у которых по основному месту работы 8 и более наемных работников, должны регистрироваться в Фонде соцзащиты инвалидов. Сам филиал ни при каких обстоятельствах не регистрируется как отдельное юрлицо. Однако головное предприятие обязано сообщить в Фонд, что у него есть обособленное подразделение.
Если вы только регистрируетесь в Фонде, то вместе с заявлением о регистрации нужно подать перечень филиалов (по форме из приложения к Инструкции № 42). Если же юрлицо было изначально зарегистрировано в Фонде, то этот же перечень прилагается к очередному отчету по форме № 10-ПІ.
Лицензии и РРО для филиала
Лицензии. Если головное предприятие и филиал занимаются лицензируемой деятельностью, то лицензия оформляется на головное предприятие.
По общему правилу копии лицензии для филиала не выдаются. Но согласно п. 3 ч. 9 ст. 9 Закона № 222 лицензиат должен проводить лицензируемую деятельность исключительно в пределах тех мест, которые указаны в сведениях, поданных в орган лицензирования. При этом информация о местах осуществления деятельности вносится в ЕГР (письмо Госрегуляторной службы от 16.07.2015 г. № 5223/0/201-15).
Как поступить в этом случае? Юрлицу нужно просто подать в орган лицензирования заявление, включив в него сведения о своем филиале как о месте осуществления лицензируемого вида деятельности.
Однако бывают и исключения. Касаются они оптовой торговли алкоголем или табаком через филиал.
В этом случае для филиала нужно получить приложение к алкогольной/табачной лицензии, в котором будут указаны его местонахождение и идентификационный код из ЕГР (ч. 17 ст. 18 Закона № 481).
Для этого в орган лицензирования предприятие подает: (1) заявление; (2) копию справки о включении филиала в ЕГРПОУ с присвоенным ему идентификационным кодом. Такую копию должен заверить нотариус или орган, который выдал оригинал справки, либо должностное лицо органа лицензирования.
РРО. Если филиал будет иметь дело с торговлей или предоставлением услуг за наличные, ему не обойтись без РРО. Опять же по общему правилу РРО регистрируется в налоговой по основному месту учета хозсубъекта как налогоплательщика. Однако плательщики налога на прибыль могут зарегистрировать РРО по местонахождению обособленного подразделения, размещенного на территории другой территориальной громады, нежели головное предприятие (п. 3 гл. 2 разд. ІІ Порядка № 547).
Подытожим весь процесс создания филиала с помощью схемы (см. ниже).
Как видите, процесс регистрации филиала не так уж страшен. Но регистрация — это только начало. С особенностями работы филиала вы сможете ознакомиться далее в нашем тематическом номере.
Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений
Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
- Электронный способ
- МФЦ
- Традиционный способ
Общее описание
Юридические лица, обособленные подразделения которых имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны подать заявление о регистрации в качестве страхователя в Фонд социального страхования Российской Федерации (Фонд) по месту нахождения своих обособленных подразделений в течение 30 дней со дня их создания.
Страхователи в Санкт‑Петербурге обращаются в Санкт‑Петербургское региональное отделение Фонда (территориальное отделение Фонда) с заявлением о постановке на учет в качестве страхователи по месту нахождения обособленного подразделения или снятия с такого учета.
Причины снятия с регистрационного учета — принятия решения о закрытии обособленного подразделения юридического лица, по месту нахождения которого зарегистрировано юридическое лицо, прекращения полномочий обособленного подразделения юридического лица по ведению отдельного баланса, расчетного счета или начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
Заявления о регистрации в связи с изменением места нахождения страхователи подают в территориальный орган Фонда до изменения места нахождения обособленного подразделения юридического лица.
Полное наименование:
Результат предоставления
- При регистрации страхователей — внесение данных о страхователе в информационную систему Фонда и выдача (направление) заявителю уведомления о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации и уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица (кроме государственных (муниципальных) учреждений) по месту нахождения обособленного подразделения или уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица — государственного (муниципального) учреждения по месту нахождения обособленного подразделения (документы о регистрации), формы которых предусмотрены приложениями №1, 4 и 5 к Порядку регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2016 №202н (Порядок №202н).
- При снятии с регистрационного учета страхователей — внесение данных о снятии с регистрационного учета страхователя в информационную систему Фонда и выдача (направление) заявителю копии принятого территориальным органом Фонда решения о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации страхователя — юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения (решение о снятии с регистрационного учета), форма которого предусмотрена приложением №7 к Порядку №202н.
- При регистрации (снятии с регистрационного учета) страхователей в связи с изменением места нахождения — внесение данных об изменении места нахождения страхователя в информационную систему Фонда и выдача (направление) заявителю документов о регистрации.
Срок предоставления
- При регистрации страхователей — регистрация страхователя и выдача (направление) заявителю документов о регистрации, являющихся результатом предоставления государственной услуги, осуществляется в срок не превышающий трех рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда по месту нахождения страхователя последнего документа (сведения), необходимого для регистрации в качестве страхователя.
- При снятии с регистрационного учета страхователей — снятие страхователя с регистрационного учета и выдача (направление) заявителю копии решения о снятии с регистрационного учета, являющейся результатом предоставления государственной услуги, осуществляется в срок, не превышающий четырнадцати рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда последнего документа (сведения), необходимого для снятия с регистрационного учета страхователя.
- При регистрации (снятии с регистрационного учета) страхователей в связи с изменением места нахождения — учетное дело страхователя передается территориальным органом Фонда, в котором был зарегистрирован страхователь, в территориальный орган Фонда по новому месту нахождения страхователя в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения от заявителя документов, необходимых для регистрации страхователя по новому месту нахождения. Территориальный орган Фонда по новому месту нахождения страхователя в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения от территориального органа Фонда, в котором страхователь был зарегистрирован, документов, необходимых для регистрации страхователя по новому месту нахождения, осуществляет его регистрацию в связи с изменением места нахождения и выдает (направляет) заявителю документы о регистрации, являющиеся результатом предоставления государственной услуги.
- При подаче заявления о предоставлении государственной услуги и соответствующих документов почтовым отправлением или в электронной форме датой их получения территориальным органом Фонда считается день поступления в территориальный орган Фонда.
Стоимость
Заявители
I. Получатели государственной услуги:
Юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающие граждан Российской Федерации) по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (страхователи).
II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:
- Лица, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
- Уполномоченные представители страхователей, осуществляющие свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Порядок действий
Порядок действий заявителя
Эта услуга предоставляется посредством Единого портала gosuslugi.ru.
При возникновении проблем или вопросов рекомендуем обращаться в службу техподдержки Единого портала по тел. 8 (800) 100-70-10 или 115 (короткий номер для мобильных телефонов).
- Нажимает на кнопку «Подать заявление».
- Выполняет авторизацию на Едином портале через ЕСИА.
- Заполняет электронное заявление, внеся в него все требуемые сведения о заявителе.
- Подаёт заявление и ждёт результатов (информация о ходе рассмотрения вашего запроса будет поступать в личный кабинет).
- Получает услугу.
Основания для приостановления и отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные к представлению документы:
А) В случае регистрации в качестве страхователя
- Копии документов, подтверждающих наличие открытого юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации) для совершения операций обособленным подразделением и начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
Б) В случае снятия страхователя с регистрационного учета
- Копии документов, подтверждающих закрытие юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации), открытого для совершения операций обособленным подразделением, либо прекращения полномочий обособленного подразделения по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по месту нахождения такого обособленного подразделения.
В) В случае регистрации (снятия с регистрационного учета) страхователей в связи с изменением места нахождения страхователя
При подаче электронного заявления обязательные документы в этом случае не требуются.
II. Документы, представляемые по собственной инициативе, в случае регистрации в качестве страхователя:
- Для регистрации страхователя:
- свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;
- уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
- документов, подтверждающих виды экономической деятельности, осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения (для юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации);
- документа, содержащего информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации (для организаций, создание которых не требует специальной регистрации, — легализованные копии учредительных документов либо других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности);
- документа, подтверждающего постановку на налоговый учет в Российской Федерации обособленного подразделения иностранной организации (для иностранной организации).
- Для снятия с регистрационного учета — решения юридического лица о ликвидации обособленного подразделения.
- Для регистрации (снятия с регистрационного учета) страхователя в связи с изменением места нахождения — документов, подтверждающих изменение места нахождения обособленного подразделения юридического лица (уведомление о постановке на учет в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения юридического лица).
III. Дополнительные документы (в случае обращения уполномоченного представителя заявителя):
- Документ, подтверждающий соответствующие полномочия.
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
- поступление документов от лица, не относящегося к кругу заявителей;
- поступление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, , а также наличие ошибок (нечитаемого текста, незаполненных полей) в заявлении о предоставлении государственной услуги.
Документы, выдаваемые заявителю
- Уведомление о регистрации страхователя.
- Копия решения о снятии с регистрационного учета.
Организации, участвующие в предоставлении
Организации, принимающие решение по предоставлению
- Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Другие организации, участвующие в предоставлении
- Федеральная налоговая служба России
Порядок обжалования
Заявитель вправе подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) Фонда и его территориальных органов, их должностных лиц, а также на решения и (или) действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги (жалоба).
- руководителю территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Фонда;
- в Фонд — на решения и действия (бездействие) руководителя территориального органа Фонда, должностного лица Фонда;
- руководителю МФЦ — на решения и действия (бездействие) работника МФЦ;
- учредителю МФЦ или иному лицу, уполномоченному на рассмотрение жалоб нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, — на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ.
Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы заявители могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайтах Фонда и территориальных органов Фонда, Едином портале, а также предоставляется в устной форме по телефону или на личном приеме, в письменной форме почтовым отправлением или электронным сообщением по адресу, указанному заявителем.
Особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) МФЦ, работников МФЦ устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Информация по досудебному (внесудебному) порядку обжалования заявителем решений и (или) действий (бездействия) Фонда, его территориальных органов и их должностных лиц, а также решений и (или) действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ при предоставлении государственной услуги размещена на Едином портале.
Что такое обособленное подразделение
Что такое обособленное подразделение: анализируем признаки
Осваивая новые рыночные ниши, компаниям, зачастую, приходится обеспечивать свое присутствие на «чужих» территориях. Поскольку обособленные подразделения во многих случаях влияют на исчисление и уплату налогов, у бухгалтеров нередко возникает вопрос: а что, собственно, считать обособленным подразделением? О признаках обособленных подразделений, а также о том, кого, когда и как нужно уведомить об их создании, рассказано в данной статье.
Обособленное подразделение в законодательстве РФ. Кодекс кодексу рознь
Пункт 2 ст. 23 НК РФ требует от налогоплательщиков-организаций сообщать в налоговые органы о создании каждого обособленного подразделения. Сделать это нужно в течение месяца со дня его образования. Уведомление подается по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/362@.
К сожалению, организацией новых подразделений компании далеко не всегда занимаются юристы. Нередко эту работу поручают отделу продаж, для которого самая главная задача — быстро нарастить присутствие в регионе. А уж как это будет оформлено документально, для «продажников» дело десятое. Соответственно, если в компании нет юристов, изучать порядок оформления и следить за его соблюдением приходится бухгалтеру.
Для начала рекомендуем обратить внимание на то, что требования гражданского и налогового законодательства по вопросу оформления подразделений компании отличаются весьма сильно.
Гражданский кодекс, когда говорит об обособленных подразделениях, имеет в виду филиалы и представительства (ст. 56 ГК РФ). Их открытие влечет значимые последствия для участников гражданского оборота и потому сопряжено с совершением ряда юридически значимых действий, а именно: принятием решения об открытии, внесением изменений в устав, изготовлением печати филиала, регистрацией и т д.
Налоговый же кодекс исходит из потребностей бюджетов, поэтому для него критерии обособленного подразделения совершенно иные: создание стационарного рабочего места вне места нахождения организации (п. 2 ст. 11 НК РФ). И для налоговых целей совершенно неважно, провела ли компания в связи с этим юридические процедуры. Казалось бы, все просто: есть рабочее место в другом городе — подавай уведомление. Нет — не подавай. Но такая простота таит в себе множество проблем.
Признаки рабочего места для обособленного подразделения
Первый вопрос, который возникает сразу же после прочтения приведенного выше определения из НК РФ, звучит так: что же такое рабочее место вне места нахождения организации? Налоговый кодекс соответствующего пояснения не дает. Поэтому в силу положений п. 1 ст. 11 НК РФ применяется терминология трудового права. Согласно ст. 209 Трудового кодекса, рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
С учетом сказанного, можно выделить три главных признака рабочего места вне места нахождения организации:
- Наличие трудовых отношений между организацией и сотрудником.
- Наличие самого работника вне места нахождения организации.
- Наличие контроля организации за рабочим местом.
Из этого можно сделать первые выводы по ситуациям, когда обособленного подразделения в смысле, придаваемом этому термину НК РФ, не появляется.
Физлица, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор (подряда, оказания услуг), не образуют обособленного подразделения, даже если работают в другом регионе, а договор заключен на длительный срок. Причина — отсутствие трудовых отношений и, как следствие, отсутствие рабочего места.
Нахождение имущества фирмы в месте, отличном от места регистрации, само по себе не образует обособленного подразделения. Поэтому, например, не будет обособленного подразделения у фирмы, которая купила недвижимость в другом регионе и сдает ее в аренду (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.14 № А81-4077/2013).
Надомник обособленного подразделения не образует, т.к. в этом случае не выполняется условие о нахождении рабочего места под контролем работодателя. По той же причине не будет обособленного подразделения и при направлении сотрудника в командировку. Ведь контролировать рабочее место командированного сотрудника организация не имеет возможности. Более того, командированный подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в месте командировки (решение Верховного Суда РФ от 20.06.02 № ГКПИ 2002-663, определение Верховного Суда РФ от 27.08.02 № КАС 02-441).
Обособленное подразделение считается созданным, даже если работники бывают на его территории только во время командировок
Организация обязана встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения независимо от того, как долго работники присутствуют на рабочих местах, оборудованных в этом подразделении. Например, обособленным можно считать подразделение, где сотрудники работают вахтовым методом или находятся в командировке. К такому выводу пришли специалисты Минфина России в письме от 13.11.15 № 03-02-07/1/65879.
«Стационар» или нет?
Следующий момент, который нужно учитывать при решении вопроса о наличии обособленного подразделения — стационарность рабочего места. Тут ситуация сложнее.
С одной стороны, НК РФ, вроде бы дает определение «стационарности»: таковым считается рабочее место, созданное на срок более месяца. Но, с другой стороны, в ряде случаев суды применяют и дополнительные признаки стационарности. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 03.06.14 № А64-5102/2013 указал: обособленного подразделения у организации не возникло, поскольку техническое оснащение рабочего места являлось мобильным и офисные помещения не арендовались. (В скобках заметим, что речь в деле шла о строительных работах и в обоснование суд сослался на Свод правил «Безопасность труда в строительстве. Положение о Порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», принят постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 26, согласно которому такие рабочие места стационарными не признаются. Поэтому в обычных ситуациях лучше все же ориентироваться на срок создания рабочего места и не доводить дело до спора на предмет иных признаков «стационарности»).
Где кончается территория для обособленного подразделения
Еще один критерий, позволяющий определить наличие у организации обособленного подразделения — территориальный. Как сказано в ст. 11 НК РФ, подразделение должно быть территориально обособлено от организации. При этом под территорией принято понимать муниципальное образование, в котором находится организация. Соответственно, если рабочее место появляется в другом муниципальном образовании, то при выполнении прочих условий можно говорить о наличии обособленного подразделения.
Немного об ответственности
А что будет, если не сообщить о создании обособленного подразделения? По мнению Минфина, ответственность за несообщение инспекции в установленный срок сведений о создании обособленного подразделения устанавливается пунктом 1 ст. 126 НК РФ, согласно которой штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Однако практика показывает, что в ряде случаев инспекторы пытаются установить более суровую ответственность, применяя положения п. 2 ст. 116 НК РФ, который предусматривает штраф 10% от доходов, полученных в течение осуществления деятельности без постановки на учет. Такие действия инспекторов можно и нужно обжаловать, поскольку названный пункт ст. 116 НК РФ предусматривает штраф за ведение деятельности вообще без постановки на учет в налоговом органе, поскольку это лишает инспекторов возможности получать информацию о плательщике и проводить контрольные мероприятия. Ответственность же за ведение деятельности без постановки на учет лишь по одному из оснований, приведенных в статье 83 НК РФ, этой нормой не установлена
Не получится в данном случае взыскать с налогоплательщика и штраф, предусмотренный пунктом 1 ст. 116 НК РФ за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет. Связано это с тем, что в данном случае инспекторы обязаны осуществить постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения на основании соответствующего сообщения, которое организация подает в силу п. 2 ст. 23 НК РФ. А в данном случае заявления о постановке как такового нет вообще.
Уведомлять фонды не нужно о создании обособленного подразделения
С 1 января 2015 года отменена обязанность сообщать о создании обособленного подразделения органам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования по месту нахождения организации (Федеральный закон от 28.06.14 № 188-ФЗ).
Как создать обособленное подразделение: оформляем решение, готовим кассовые операции, уведомляем ИФНС и фонды
Какие налоги и отчетность обособленных подразделений
Показан принцип уплаты и представления отчетности по основным налогам и страховым взносам организаций с обособленными подразделениями. Как правило обязанность уплаты налога и представления отчетов зависит от места нахождения подразделений и самостоятельного баланса. И только НДС во всех случаях платит головная организация.
Платит ли НДС обособленное подразделение
Согласно закона налогоплательщиками НДС признаются организации и ИП (п. 1 ст. 143 НК РФ). Организация — это юридическое лицо, а созданное ею подразделение — нет. Поэтому обособленное подразделение не является плательщиком НДС, так как оно не признается юридическим лицом.
Подразделения находятся отдельно от организации, для выполнения требований законодательства им необходимо выставлять счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг) с НДС. Подписывать счета-фактуры могут лица, назначенные приказом руководителя головной организации. Счета-фактуры обособленного подразделения должны быть выписаны от имени головной организации (строка 2 счета-фактуры). В строке 2б нужно указывать ИНН организации, а КПП — соответствующего обособленного подразделения. В строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» проставляется наименование и почтовый адрес обособленного подразделения.
Есть небольшой нюанс, который связан с нумерацией счетов-фактур. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 ( п. 1 раздела II Приложения № 1) установлено, что обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры с использованием цифрового индекса, присвоенного подразделению. Индекс ставится через разделительный знак «/» (разделительная черта). Также необходимо соблюдать хронологический порядок нумерации.
Налог на прибыль и обособленное подразделение
Организации с обособленными подразделениями исчисляют и уплачивают налог и авансовые платежи в федеральный бюджет по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ).
Налог, который перечисляется в бюджеты субъектов РФ . Уплата авансовых платежей налога на прибыль производится и по месту нахождения организации, и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, которая приходится на эти обособленные подразделения. Порядок распределения прибыли (определения доли) указан в п. 2 ст. 288 НК РФ.
Декларацию по налогу на прибыль нужно представлять по каждому обособленному подразделению. Если подразделения находятся в одном регионе, организация может представлять декларации только в адрес одного из них. Чтобы воспользоваться этим правом, необходимо уведомить все налоговые инспекции, где числятся обособленные подразделения. Сделать это нужно до начала нового налогового периода.
НДФЛ и обособленные подразделения
Организации — налоговые агенты обязаны перечислять налог на доходы физических лиц в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). НДФЛ по обособленному подразделению определяется исходя из размера подлежащего налогообложению дохода, который начисляется и выплачивается работникам этого подразделения.
Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, перечислить НДФЛ в бюджет должна головная организация по месту учета подразделения (письмо Минфина РФ от 29.03.2010 № 03-04-06/54).
Отчетность по НДФЛ за работников обособленного подразделения нужно представлять по месту его нахождения (письма Минфина РФ от 07.08.2012№ 03-04-06/3-222, от 16.12.2011 № 03-04-06/3-348). Сведения о начисленных и удержанных суммах по форме 2-НДФЛ нужно представить не позднее 1 апреля (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Страховые взносы в Пенсионный фонд и ФСС РФ
Обособленные подразделения самостоятельно уплачивают страховые взносы и представляют расчеты по страховым взносам в ФСС и ПФР, если одновременно выполняются следующие условия:
- подразделения находятся на территории РФ; подразделения имеют отдельный баланс;
- у подразделений есть свой расчетный счет; подразделения начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Если хотя бы одно условие не выполняется, обязанность по уплате взносов и представлению отчетности переходит на головную организацию (письма ФСС РФ от 05.05.2010 № 02-03-09/08-894п, Минздравсоцразвития России от 09.03.2010 № 492-19).
Регистрировать обособленное подразделение в фондах также нужно только при выполнении четырех перечисленных условий (п. 12 Постановления Правления ПФ РФ от 13.10.2008 № 296П, п. 1 Постановления ФСС РФ от 23.03.2004 № 27).
Налог на имущество обособленных подразделений
Порядок уплаты налога на имущество обособленными подразделениями закреплен в ст. 384 НК РФ. Обособленные подразделения учитывают движимое имущество и платят соответствующий налог, если имеют отдельный баланс.
Если подразделение не выделено на самостоятельный баланс, налог по движимому имуществу платит головная организация (письмо Минфина РФ от 20.01.12 № 03-01-11/1-19).
Налоговая база по недвижимому имуществу определяется по месту его фактического нахождения ( ст. 385 НК РФ). Соответственно обособленное подразделение должно уплатить налог на имущество, если недвижимость находится на его территории (вне зависимости от отдельного баланса).
Декларация по налогу на имущество и расчеты по авансовым платежам представляются в ИФНС по месту уплаты налога ( ст. 386 НК РФ).
Транспортный налог обособленного подразделения
Транспортный налог уплачивается по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ), которое определяется в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ.
Налоговая декларация также представляется по месту нахождения транспортных средств ( ст. 363.1 НК РФ).
- ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ как зарегистрировать
А есть ли у вас ОП? Когда оно считается созданным? На эти вопросы мы ответим в нашей статье. - Что такое НАЛОГОВАЯ ТАЙНА
Налоговые органы располагают информацией о каждом налогоплательщике. Естественно, что разглашение этой информации может нанести налогоплательщику вред . - Порядок приема и выдачи наличных денег обособленными подразделениями
Приведен примерный текст порядка приема и выдачи наличных денег уполномоченным представителям обособленных подразделений.
Налоги в обособленном подразделении: как платить НДФЛ и налог на прибыль
О том, что с появлением у компании обособленного подразделения меняется порядок уплаты налогов, знает, наверное, каждый бухгалтер. Речь идет о раздельной уплате налога на прибыль и НДФЛ. На практике у бухгалтеров часто возникают сложности, связанные с переходными периодами. Сегодня мы расскажем, как правильно перейти на новый порядок уплаты налогов при открытии обособленного подразделения (ОП) и вернуться к обычному порядку при его закрытии.
Налог на прибыль при открытии обособленного подразделения
В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают в федеральный бюджет суммы авансовых платежей по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. А уплата авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.
Подать сообщение о выборе обособленного подразделения и сдать отчетность по налогу на прибыль Сдать бесплатно
Таково общее правило для уплаты налога на прибыль по обособленным подразделениям. Но как именно его применять при открытии и ликвидации подразделений: когда перечислять первый платеж и последний с учетом распределения и как правильно заполнять декларации? Давайте разбираться.
Правила определения суммы ежемесячных авансовых платежей зафиксированы в п. 2 ст. 286 НК РФ и «завязаны» на сумму ежеквартального авансового платежа за прошлый период, который в свою очередь, определяется исходя из прибыли, исчисленной нарастающим итогом с начала года. Получается, что ежемесячные авансовые платежи вновь созданного обособленного подразделения можно исчислить только после того, как закончится тот отчетный период, в котором это подразделение было создано.
Поэтому обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей по месту нахождения нового подразделения возникает у организации лишь с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором появилось ОП. Например, если подразделение создано в июле, августе или сентябре (т.е. в III квартале), то начать перечислять авансовые платежи по месту его нахождения нужно будет с 1 месяца IV квартала, т.е. с октября. Сделать это надо до 28 октября (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Одновременно нужно помнить, что расчет авансовых платежей фиксируется в Приложении № 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/572@). Это означает следующее. Чтобы начать платить авансовые платежи с первого месяца квартала, следующего за кварталом создания ОП, заполнить соответствующее приложение в декларации надо уже по итогам того квартала, в котором подразделение создано. Если продолжить наш пример, то, отчитываясь за 9 месяцев 2017 года, организация должна будет включить в декларацию по налогу на прибыль Приложение № 5 к листу 02, в котором по строке 030 отразит налоговую базу в целом по организации, по строкам 040 и 050 определит долю налоговой базы, приходящейся на обособленное подразделение (головную организацию), а по строкам 120 и 121 укажет сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих перечислению в IV и I квартале.
Иначе обстоит дело с уплатой авансовых платежей у налогоплательщиков, для которых отчетным периодом является месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 285 НК РФ). Поскольку они исчисляют авансовый платеж исходя из фактически полученной прибыли, то и уплачивать налог с распределением надо уже с месяца, в котором создано подразделение (письмо Минфина России от 22.02.06 № 03-03-04/1/137). Если подразделение такой организации создано в сентябре, то авансовый платеж за сентябрь нужно будет уже распределить между бюджетами субъектов РФ. Соответственно, исчислить авансовые платежи в рассматриваемой ситуации необходимо в Приложении № 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, представляемого в составе декларации за этот же период (январь –сентябрь в нашем примере).
В заключение напомним, какую дату надо указать для обозначенной выше цели. Дата создания обособленного подразделения берется из соответствующего поля раздела «Сведения об обособленном подразделении», которая находится в форме сообщения о создании обособленного подразделения (форма № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/362@).
Налог на прибыль по закрытому обособленному подразделению
Порядок уплаты авансового платежа при закрытии подразделения установлен непосредственно в статье 288 НК РФ. Абзац 8 пункта 2 данной статьи гласит: уплата налога осуществляется в общеустановленном порядке начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором обособленное подразделение было ликвидировано. Получается, что авансовые платежи за период, в котором подразделение закрыто, вроде бы еще нужно уплачивать с распределением. Даже если подразделение ликвидировано не в последнем месяце квартала. Однако это не так.
Как мы уже упоминали, суть ежемесячных авансовых платежей в том, что они исчисляются на основе базы за предыдущий квартал и засчитываются в счет авансового платежа за текущий квартал. Если же подразделение было закрыто в течение квартала, то рассчитать сумму авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащую уплате в бюджет того региона, где находилось ликвидированное подразделение, по итогам того отчетного периода, в котором оно закрыто, уже не получится. Ведь такое подразделение отработало неполный отчетный период, и определить долю прибыли за этот квартал, приходящуюся на него, невозможно.
Поэтому уплату ежемесячных авансовых платежей по месту нахождения подразделения нужно прекратить сразу же после его закрытия. Более того, ежемесячные платежи, уплаченные за квартал, в котором произошла ликвидация ОП, будут считаться излишне уплаченными (см. письма Минфина России от 10.08.06 № 03-03-04/1/624 и от 24.02.09 № 03-03-06/1/82). Компании, уплачивающие ежемесячные авансы исходя из фактической прибыли, применяют те же правила, но с поправкой на величину налогового периода: авансовый платеж за месяц, в котором было ликвидировано ОП, по месту его нахождения перечислять уже не требуется.
Аналогичным образом решается и вопрос с представлением деклараций по месту нахождения закрытых подразделений. Эта обязанность прекращается в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил налогоплательщика о снятии с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения (письмо Минфина России от 05.03.07 № 03-03-06/2/43). Это означает вот что. Если организация получает уведомление о снятии с учета обособленного подразделения (форма № 1-5-Учет, утв. приказом ФНС России от 11.08.11 № ЯК-7-6/488@) до наступления обязанности по представлению декларации за тот отчетный (налоговый) период, в котором принято решение о ликвидации, то декларация за этот период в налоговый орган по месту нахождения ликвидированного ОП уже не представляется (см. также письмо УФНС по г. Москве от 13.04.10 № 16-15/038587).
НДФЛ при открытии обособленного подразделения
По правилам п. 7 ст. 226 НК РФ, российские компании, имеющие обособленные подразделения, должны перечислять удержанный у работников такого подразделения НДФЛ по месту нахождения ОП. Аналогичные правила установлены п. 2 ст. 230 НК РФ в отношении отчетности по НДФЛ: справок 2-НДФЛ и расчетов 6-НДФЛ. Как правильно выполнить эти правила при создании подразделения в течение года?
Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к положениям ст. 55 НК РФ, где написано, как определить продолжительность налогового периода в случае создания компании в течение года. Налоговые агенты для целей НДФЛ должны применять следующее правило: если организация создана в течение календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания организации до конца этого календарного года (п. 3.5 ст. 55 НК РФ).
Давайте применим данное правило к обособленному подразделению (кстати, так поступают и сами налоговики — см. письма ФНС России от 02.03.16 № БС-4-11/3460@ и от 28.03.11 № КЕ-4-3/4817). Мы получим следующий вывод. Организация должна составить отдельный 6-НДФЛ и подать его в инспекцию по месту нахождения нового ОП начиная с периода представления, в котором создано подразделение. При этом в расчете указываются соответствующие показатели в отношении работников этого обособленного подразделения на отчетную дату (31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря), определенные нарастающим итогом с момента образования ОП. В таком же порядке будут предоставляться сведения по форме № 2-НДФЛ.
Другими словами, в нашем примере с подразделением, созданным в сентябре, первым расчетом 6-НДФЛ, который надо подать по месту нахождения ОП, будет расчет за 9 месяцев. В нем будут указаны данные о доходах сотрудника подразделения с даты его создания по 30 сентября включительно. Аналогично будут заполнены и справки 2-НДФЛ, представляемые по месту нахождения ОП: в них будут указаны сведения о доходах с даты создания по 31 декабря включительно.
НДФЛ по закрытому обособленному подразделению
Вопрос отчетности по НДФЛ по закрытому ОП мы уже частично затронули «Как закрыть обособленное подразделение: оформляем документы, увольняем работников, уведомляем контролирующие органы». Расскажем об этих правилах подробнее.
В случае прекращения деятельности через обособленное подразделение в течение года налоговым периодом по этому подразделению будет считаться период от даты начала налогового периода до даты ликвидации (закрытия) ОП (по аналогии с п. 3.5 ст. 55 НК РФ). В этой связи налоговые органы настаивают: до завершения ликвидации (закрытия) ОП организация должна представить расчет по форме 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ в отношении работников данного подразделения в налоговый орган по месту учета ликвидируемого (закрываемого) ОП за последний налоговый период. То есть за период времени от начала года до дня завершения ликвидации (закрытия) подразделения (письмо ФНС России от 02.03.16 № БС-4-11/3460@).
Однако напрямую в Налоговом кодексе подобная обязанность организации не установлена. Поэтому привлечь налогового агента за непредставление данных сведений именно в момент закрытия подразделения нельзя. А значит, если данные формы отчетности по закрытому подразделению до его снятия с учета не были представлены, их нужно будет подать в инспекцию по местонахождению головной организации в общеустановленные сроки. Например, если ОП закрыто в августе или в сентябре, то расчет 6-НДФЛ по обособленному подразделению подается не позднее 31 октября текущего года, а справка 2-НДФЛ — не позднее 1 апреля следующего года.
Заполнить и сдать 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет
К сожалению, законодательство обходит стороной и порядок заполнения форм отчетности по обособленному подразделению, если они предоставляются уже после закрытия ОП (именно поэтому ФНС и настаивает на их сдаче до момента ликвидации). На наш взгляд, расчет 6-НДФЛ, который подается в инспекцию по месту нахождения головной организации уже после закрытия ОП, нужно оформлять следующим образом. В строке расчета «Представляется в налоговый орган (код)» нужно указать код инспекции, в которую фактически представляется расчет, в строке «Код по ОКТМО» — код ОКТМО по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, а в строке «КПП» — КПП ликвидированного подразделения. Эти выводы следуют из правил, заполнения данных полей, закрепленных в п. 2.2 порядка заполнения расчета 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.15 № ММВ-7-11/450@). В расчете указываются начисления в пользу сотрудников подразделения с 1 января по дату закрытия подразделения, а в разделе 2 — с начала отчетного периода и до даты закрытия подразделения. Уточненные расчеты по головной организации в данном случае подавать не требуется.
Схожим образом оформляются и справки 2-НДФЛ по закрытому подразделению, которые представляются в общеустановленные сроки в налоговый орган по месту нахождения головной организации. В документе указывается ОКТМО того муниципального образования, где находилось подразделение, и, соответственно, его КПП. А в поле «в ИФНС (код)» проставляется код инспекции, в которой стоит на учете головная организация. По этим справкам нужно будет сформировать отдельный реестр, отличный от реестра справок 2-НДФЛ на сотрудников головной организации (письмо ФНС России от 07.02.12 № ЕД-4-3/1838, п. 9 Порядка представления Справки 2-НДФЛ, утв. Приказом ФНС России от 16.09.11 № ММВ-7-3/576@).