Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не выплатили субсидии на оплату жкх куда жаловаться

Публикации

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт. Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям. Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Позиция ВС

Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.

Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.

Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца. Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила. А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.

Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.

Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

«Я поддерживаю позицию ВС РФ. Считаю её оптимальной и правильной в ситуации, которая разбиралась. Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций, ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.

Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта. Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.

Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.

Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР.

Субсидия – льгота на оплату услуг ЖКХ

Каждый год в сфере ЖКХ происходят изменения, и это неизменно отражается на всех нас.

По материалам Газеты.ру в ближайшие годы в Российской Федерации планируется повышение тарифов на газ, электроэнергию, тепло- и водоснабжение, а также на водоотведение (источник):

в 2017 году на 4,9%; в 2018 году на 4,4%; в 2019 году на 4,1%.

С целью поддержки недостаточно обеспеченных категорий граждан государство дает возможность вернуть часть средств, потраченных на оплату коммунальных услуг. Это называется субсидии.

Что такое субсидии?

К субсидиям относят отдельные типы выплат. Термин образован от латинского слова «subsidium», которое переводится как «помощь», «поддержка».

В России, согласно Бюджетному кодексу РФ, существует два типа субсидий: межбюджетный трансферт, цель которого — софинансирование расходов нижестоящего бюджета; деньги, выделенные физическим или юридическим лицам (кроме бюджетных учреждений) из бюджетов и внебюджетных фондов.

Характерные черты субсидии: безвозмездность; целевой характер; софинансирование.

Субсидия – это своеобразная адресная помощь субъекту, у которого недостаточно средств для самофинансирования. Субсидии на оплату коммунальных услуг могут быть предоставлены не всем, а только некоторым категориям граждан. Эти категории оговорены в Жилищном кодексе РФ (статья 159).

Кто может получать субсидии ЖКХ?

Субсидии могут получать:

  1. пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  2. наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
  3. члены жилищных кооперативов;
  4. собственники жилых помещений.

Однако для того, чтобы вернуть часть денег, потраченных на оплату услуг ЖКХ, необходимо соблюдение некоторых условий: Расходы на оплату «коммуналки» превышают 22% общего дохода семьи. Если средний доход семьи ниже прожиточного минимума (например, в Москве эта цифра в третьем квартале 2016 года составляла 15 307 рублей на душу населения), то максимальная сумма расходов на коммунальные услуги снижается в соответствии с поправочным коэффициентом.

Не могут получать субсидии:

Должники по оплате ЖКУ. Но в случае наличия соглашения о погашении задолженности с управляющей компании такие граждане также могут претендовать на субсидии. Чтобы не допускать возникновения задолженности, проверяйте и своевременно оплачивайте счета в личном кабинете. Иностранцы.

Читать еще:  Пример резюме Главного Бухгалтера 8 шаблонов для Главбуха]

История субсидий. Законодательная основа.

Программа субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в России реализуется с 1994 года. Это первая общероссийская программа оказания адресной социальной помощи гражданам в зависимости от их доходов. Она внедрена с целью предотвращения негативных последствий реформ ЖКХ, поскольку когда растет квартплата, реальные доходы семьи падают. Особенно это заметно в семьях с низким уровнем достатка. За проживание и услуги ЖКХ семья должна платить не более 22% от суммарного дохода — это основной принцип программы субсидирования. Согласно этой программе, размер субсидии (жилищной компенсации), то есть части денег, возмещаемых гражданам из бюджета, рассчитывается так:

Программа жилищных субсидий — это целевая государственная программа, которая является составной частью жилищно-коммунальных реформ. Реформы в сфере ЖКХ начались еще с закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года. Этот закон подразумевал повышение жилищных платежей в несколько этапов.

К числу первых законов, регламентирующих проведение реформы ЖКХ, относится Указ президента России от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в России». В то время содержание государственного жилищного фонда осуществлялось по большей части за счет дотаций, поэтому плата за ЖКУ с жильцов взималась небольшая. Реформа ЖКХ должна была полностью перевести содержание жилья на плечи собственников. Причиной этому стали большие расходы и недостаток финансов на строительство и эксплуатацию жилья. Содержание государственного жилищного фонда было убыточно: платежи населения покрывали только 0,5% от реального расхода на содержание и ремонт жилья и всего 2% оплаты коммунальных услуг. Остальное — покрывалось из бюджета.

При переходе к экономическому методу управления от административного способа структура платежей населения стала меняться, например, были добавлены платежи на капитальный ремонт. Термин «квартирная плата» изменился: теперь появилась «оплата жилья».

Переход к 100%-ной оплате ЖКХ должен был произойти планово и постепенно: 1997 год – 35% от расходов 1998 – 50% 1999 – 60% 2000 – 70% 2001 – 80% 2002 – 90% 2003 – 100%-ная оплата населением затрат по ЖКУ, но без учета капитального ремонта и страхования жилья

Одновременно с этим были созданы механизмы соцзащиты для некоторых категорий граждан, в том числе было принято Постановление Правительства России от 22 сентября 1993 года №935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг». Также было утверждено Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, выплата субсидий в качестве меры социальной защиты граждан в России началась одновременно с повышением платы за жилье.

Субсидии стали выплачивать органы местного самоуправления посредством специальных уполномоченных служб жилищных субсидий. Такие специальные службы стали создаваться с середины 1995 года. Эти структуры проводили расчеты на основе заявлений малоимущих граждан.

В 1997 году субсидированием воспользовались 1% граждан.

8 июля 1999 года был принят Федеральный закон № 152-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 закона России «Об основах федеральной жилищной политики». Он продлил срок перехода на 100%-ную оплату услуг ЖКУ для населения до 2008 года.

Программа жилищных субсидий — одна из важнейших составляющих жилищно-коммунальной реформы. И она до сих пор работает.

Современная практика использования субсидий

При ежегодном росте тарифов на ЖКХ программа субсидирования пользуется большим спросом у населения. Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие у граждан при обращении за субсидией.

В какую организацию нужно обращаться за субсидией?
— Если вы хотите попробовать получить субсидию, нужно обратиться в управление социальной защиты населения по месту жительства (районное, городское управление или отдел соцзащиты муниципального района) либо многофункциональный центр. Подать документы на субсидию можно и через единый портал госуслуг. Для этого вам нужны качественные скан-копии документов.

Мой доход ниже прожиточного минимума. Могут ли отказать в субсидии? Если да, можно ли это как-то обжаловать?
— В предоставлении субсидии вам могут отказать. Можно пожаловаться в вышестоящий орган. Если вы уверены, что отказ незаконный, и у вас есть письменный отказ, вы можете в течение 90 дней попробовать обжаловать его в суде. Но есть вероятность проиграть и оплачивать судебные издержки, поэтому для начала проконсультируйтесь с юристом и убедитесь в своей правоте.

Контролируется ли расход субсидий? Например, я получаю субсидию, но трачу эти деньги не на квартплату. Что за это будет?
— Нет, неважно, на что конкретно вы тратите эти денежные дотации. Самый главный аспект — чтобы вы не допускали задолженности по оплате ЖКУ. Если у вас будет долг, выплаты субсидий могут приостановить. После проверки (она займет около месяца) выплаты либо возобновят (если долг возник по уважительной причине, и вы погасили его) либо нет (если вы не погасите долг за месяц после получения предписания о его оплате).

Если у меня нет источников дохода, могу ли я подать документы на субсидию? Что для этого нужно?
— Чтобы оформить субсидии, вам нужно встать на учет в службу занятости, получив официальный статус безработного гражданина. Затем вам нужно взять справку о том, что вы получаете пособие по безработице. Ее вам нужно будет предоставить в органы социальной защиты. Подробнее о документах, необходимых для получения субсидий, вы можете прочитать здесь.

Как посчитать доход семьи?
— Согласно Жилищному кодексу РФ (статья 159) необходимо суммировать прибыль всех членов семьи, зарегистрированных в одной квартире. Если вы состоите в зарегистрированном браке, то доход супруга также учитывается, причем неважно, где он прописан и проживает.

Почему зарплата мужа учитывается, даже если он прописан в другом месте?
— Семейный кодекс РФ (статья 34) говорит, что доход супругов, состоящих в официальном браке, считается общим доходом. Поэтому зарплата мужа, прописанного или проживающего отдельно, также будет учитываться при расчете дохода семьи и будет влиять на возможность получения субсидии.

Если у меня нет семьи, живу одна и моя зарплата недостаточна для оплаты коммунальных услуг, могу я получать субсидию?
— Скорее всего, да, но вам нужно уточнить этот момент в соответствующем органе вашего региона. Субсидии устанавливаются по регионам для малоимущих граждан. Однако для признания малоимущим, помимо заработка, оценивается и принадлежащее гражданину недвижимое имущество и транспорт.

Помните, что если вы хотите претендовать на субсидии, важно, чтобы у вас не было задолженности по оплате ЖКУ. Вовремя оплачивать коммунальные услуги очень удобно онлайн, через личный кабинет сайта ЖКХ. В личном кабинете жильца всегда можно посмотреть историю оплат и проверить наличие долга. Подробнее о преимуществах сайта.

Как получить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг

Россияне, которые из-за финансовых трудностей не справляются с оплатой коммунальных услуг, могут попросить у государства целевую субсидию. Получить ее могут семья или человек, которые тратят на ЖКУ больше установленной в регионе допустимой доли расходов на коммунальные услуги. По данным Минстроя, сегодня такую финансовую поддержку оказывают почти четверти россиян.

В этом году в связи с пандемией коронавируса в России ввели дополнительные льготы. Рассказываем, кто и на каких условиях может получить помощь на оплату услуг ЖКХ и что для этого нужно.

Субсидия на оплату ЖКУ

Субсидия — это денежное пособие от государства, которое предоставляется гражданину, испытывающему финансовые трудности, для частичной оплаты ЖКУ. Субсидия положена тем, чей доход не превышает установленный прожиточный минимум и чьи расходы на ЖКУ превышают предельно допустимую долю от дохода.

Кому положена субсидия на оплату ЖКУ

Обратиться за помощью государства по оплате услуг ЖКХ могут граждане России любых социальных категорий. Одна семья или человек имеет право на получение только одной субсидии.

Право на субсидию имеют:

  1. Те, кто снимает жилье у государства по договору социального найма.
  2. Те, кто снимает жилье у других людей.
  3. Члены жилищных кооперативов.
  4. Собственники жилых помещений.

Кроме россиян, претендовать на субсидию имею право также граждане Белоруссии и Киргизии, если они имеют постоянную регистрацию на территории России. Они также должны быть собственниками или официальными нанимателями жилых помещений либо участниками кооперативов.

Каким должен быть доход для получения субсидии в Москве и регионах

Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право попросить субсидию (ПП-№ 541). Но это — общая цифра для всей страны. Свои собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ могут устанавливать региональные власти.

Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18% для пенсионеров и инвалидов I и II групп и 20% — для других категорий, в Кемерове — от 5 до 17%.

В интернете есть калькулятор, при помощи которого можно рассчитать субсидии на оплату ЖКУ.

Как получить субсидию

Для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителю необходимо предоставить копии документов:

  • паспорт гражданина, который подает заявление на субсидию, и паспорта всех членов его семьи. Для детей младше 14 лет — свидетельства о рождении;
  • документы на жилье (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, свидетельство о праве наследования, договор приватизации);
  • справки о размере доходов заявителя и членов его семьи старше 16 лет за полгода, предшествующих дате подачи заявления;
  • документы, подтверждающие отсутствие задолженности за коммунальные услуги (последние квитанции об оплате);
  • реквизиты счета в банке, куда будет перечисляться субсидия;
  • иностранцам дополнительно нужно предоставить документ о том, что они являются гражданами другого государства.

Раньше нужно было предоставлять документ, который подтверждает отсутствие долгов перед коммунальщиками, а также справку о составе семьи. Теперь эти документы не требуются.

Подать заявление на получение субсидий на оплату ЖКУ можно в центре госуслуг «Мои документы», по почте или дистанционно в личном кабинете на сайте mos.ru. В Новой Москве можно подать заявление в районный отдел Городского центра жилищных субсидий. Заявление о предоставлении субсидии рассматривается в течение десяти дней.

Читать еще:  Бухгалтерский учет 55 счет Специальные счета в банках

Какие дополнительные документы могут понадобиться

В случае отсутствия доходов (например, для школьников и учащихся очного отделения вузов) нужны справки об обучении, а также (это только для студентов) об отсутствии стипендии. Если человек проходит длительное лечение в стационаре, ухаживает за своим несовершеннолетним ребенком в связи с его лечением, находится в декретном отпуске — нужны справки об этом из медучреждений.

Также на субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований) можно претендовать, если кто-то из членов семьи служит в армии по призыву, осужден, признан безвестно отсутствующим, находится на принудительном лечении по решению суда, умер или объявлен умершим, вам могут предоставить субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований), если вы и/или другие члены вашей семьи живут там же, где раньше жили с этими членами семьи. Для этого дополнительно нужно представить:

  • документы, подтверждающие причину выбытия этих членов семьи;
  • документы, подтверждающие, что вы постоянно жили вместе с ними до их выбытия в этом жилом помещении.

В течение какого времени выплачивается субсидия

Субсидия начисляется только в течение полугода. По истечении этого времени (если финансовое положение семьи не изменилось в лучшую сторону) нужно собрать весь пакет документов и пройти процедуру оформления пособия заново.

Бонус: субсидия на оплату ЖКУ при коронавирусе

Субсидия при оплате услуг ЖКХ оформляется на шесть месяцев. В условиях пандемии коронавирусной инфекции правительство приняло постановление об автоматическом продлении этой компенсации в том же размере на шесть месяцев (ПП-№ 420 от 02.04.2020 г.). Если граждане уже получали компенсацию, то собирать документы снова не придется — власти сделают все сами. Однако, если среднедушевой доход семьи уменьшился, можно подать документы для проведения перерасчета.

Также правительство до 1 января 2021 года лишило ресурсоснабжающие, управляющие организации и другие компании требовать с граждан уплаты пени, неустоек и штрафов (ПП-№ 424 от 02.04.2020 г.). Кроме того, федеральные власти приостановили до 1 января 2021 года взыскание штрафных санкций за несвоевременную или неполную оплату жилья, коммунальных услуг и взносов на капремонт. Также эти организации не могут приостановить оказание коммунальных услуг при их неполной оплате.

Почему могут отказать?

В предоставлении субсидии могут отказать, если получатель пособия просрочил платежи за коммунальные услуги больше чем на два месяца. Чтобы возобновить выплаты, он должен предоставить доказательства, что у него на это были веские причины. Это может быть лечение, смерть родственника или задержка зарплаты.

Также отказ можно получить, если заявитель не зарегистрирован в квартире, комнате или доме и не имеет соответствующую отметку в паспорте. Причиной отказа может стать несоответствие стандарту нормативной площади жилья, установленной для региона. Общероссийский показатель составляет 18 кв. м на человека.

Субсидии предложили расширить

Минстрой может продлить беззаявительный порядок получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Временный порядок предоставления субсидий на оплату ЖКУ действует до конца года. Также Минстрой предложил снизить максимально допустимую долю расходов россиян на оплату услуг ЖКХ в доходе семьи с 22% до 15%. Соответствующая инициатива, которая считается одним из предложений по антикризисным мерам в сфере ЖКХ, уже направлена в правительство.

С 1 января 2021 года предлагается изменить порядок предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате ЖКУ. Сейчас могут отказать при наличии даже небольшого долга, со следующего года субсидию не начислят лишь в случае наличия судебного акта о взыскании задолженности за период не более трех лет со дня обращения с пакетом документов.

Верховный суд расскажет, как правильно платить за квартиру

Верховный суд защитил неплательщиков, указав, что их не могут лишать воды, света и тепла за несоразмерные такой мере долги. А еще указал, что управляющие компании сами должны разбираться, кто получит квартплату и коммунальные платежи, если потребитель случайно перевел деньги не туда. Правда, соответствующий проект постановления Пленума, в котором содержатся разъяснения относительно оплаты коммунальных услуг и жилого помещения, пока направлен на доработку, но эти уточнения в нем, вероятнее всего, сохранятся.

Рассказывая об основных пунктах готовящегося постановления, судья Игорь Юрьев подчеркнул его важность: за последние шесть лет количество исков по «коммуналке» и квартплате выросло больше чем в два раза – с 1,9 млн в 2010 году до 4 млн в 2016-м. Причем количество таких споров неуклонно растет и составляет около 24,6% от общего числа гражданских дел. Да и Жилищный кодекс сильно изменился с момента своего вступления в силу в марте 2005 года, к нему принята масса поправок и подзаконных актов. «Между тем вопросов по оплате возникает немало, постановление Пленума от 2 июля 2009 года № 14 («О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»прим. ред.) содержит лишь фрагментарные разъяснения в трех пунктах», – обосновывал Юрьев необходимость нового документа. Поддержал его и заместитель генпрокурора РФ Леонид Коржинек, который уточнил, что сейчас совокупная сумма «коммунальной» задолженности по РФ составляет порядка 300 млрд руб., а в прошлом году суды рассмотрели такого рода дел на сумму более 80 млрд руб.

Если платишь не вовремя

Собственники и наниматели, несвоевременно оплачивающие квитанции, обязаны выплатить кредиторам пени, размер которых составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Увеличен он быть не может, а вот уменьшен – вполне, если суд сочтет, что выплата явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств.

Верховный суд указывает, что долги по «коммуналке» не могут быть «безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги». Обязательно нужно учитывать соразмерность допущенного нарушения и не «выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих».

Да, поставщик услуги вправе ограничить или приостановить ее, но с соблюдением ряда условий. Например, для начала необходимо выслать жильцу-должнику письменное уведомление.

Из чего состоит плата за квартиру?

ВС рассказывает, какими строчками в квитанции за квартплату «заведуют» местные органы власти, а какими региональные. Так, муниципалитет вправе устанавливать размер платы за пользование (наем) и содержание квартиры или другого жилого помещения по договору соцнайма. А также за содержание жилья для собственников, которые не выбрали, как они будут управлять домом. То есть не создали ТСЖ, не выбрали управляющую компанию или не взяли управление на себя (ч. 3 ст. 156 ЖК). Регионы же определяют минимальный взнос на капремонт (ч. 81 ст. 156 ЖК) и нормативы потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 ЖК).

Чтобы оспаривать квартплату, нужно понимать, что может быть включено в квитанцию, а что – нет. Верховный суд объясняет это довольно подробно. Так, все без исключения платят за:

− содержание жилого помещения (сюда входят услуги и работы по управлению домом, содержание и текущий ремонт общего имущества, а также оплата потребляемых при этом коммунальных услуг);

− коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, тепло, электроэнергия, газоснабжение, твердое топливо (если отопление печное), водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами). Размер взносов рассчитывается по показаниям счетчиков, а если их нет – по нормам потребления.

Кто за что платит?

Собственники обязаны оплачивать взносы на капремонт. А наниматели – платить за пользование жильем (наем), если только с ними не заключен договор социального найма или они не освобождены от оплаты нормативными актами своего региона. Размер платы зависит от качества и благоустройства жилья, месторасположения дома и рассчитывается по общей площади помещения.

Причем вносить деньги за содержание общего имущества, например, лифта, обязательно, даже если вы им не пользуетесь, скажем, живете на первом этаже или принципиально ходите пешком. Не освобождает от этой обязанности и отсутствие договора с управляющей организацией.

С какого момента надо платить?

Наниматель и дееспособные члены его семьи, живущие с ним вместе, оплачивают квартиру с момента фактического заключения договора найма, причем несоблюдение письменной формы соглашения от этой обязанности не освобождает. Бывший член семьи нанимателя, сохранивший право пользования жильем, тоже должен вносить свою долю оплаты. Суд определяет ее сообразно доле в общей площади занимаемого жилого помещения. При этом наймодатель (УК) обязан заключить с таким бывшим членом семьи отдельный договор и присылать ему отдельные квитанции за квартплату и коммунальные услуги.

У владельца жилья обязанность платить возникает с момента возникновения права собственности. Если они заселяются в новый дом, то такое право возникает не после того, как он был сдан в эксплуатацию, а тогда, когда жилец подписал акт приема-передачи ему квартиры. Совладельцы жилплощади обязаны оплачивать квитанции соответственно своим долям. Также они вправе потребовать заключения с каждым отдельного договора и оплаты по раздельным платежным документам (что, например, может быть актуально для коммунальных квартир). Если один из них несовершеннолетний, за него платят родители, хотя с 14 лет он вправе вносить платежи самостоятельно. Члены семьи владельца жилья несут солидарную с ним ответственность за оплату «коммуналки», если иное не предусмотрено соглашением. При этом платить взнос на капремонт и за содержание квартиры должен только собственник.

Как уменьшить плату за «коммуналку»?

Минимальный перечень услуг и работ по содержанию дома и порядок их оказания определяет Правительство, а вот конкретику вносят сами жильцы. Если в доме не создано ТСЖ или жилищный кооператив, на общем собрании собственников они решают, что именно в ближайший год (или несколько лет) должна сделать управляющая компания и сколько они готовы за это заплатить. При этом нужно понимать, что размер оплаты не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества и отвечать требованиям разумности. Определенный владельцами жилья размер оплаты вносится в договор с управляющий компанией, и менять его в одностороннем порядке, скажем, что-то доначисляя, организация права не имеет. Пересчитать его, сообразно условиям предыдущего договора, могут, если будет признано недействительным решение общего собрания собственников.

Читать еще:  Сколько раз представлять в бухгалтерию табель учета рабочего времени?

Кроме того, собственник или наниматель может потребовать оплаты, если ему оказывали услуги ненадлежащего качества (низкое напряжение в электросети или едва теплые батареи) или с перерывом, превышающим тот, что установлен договором. Доказать факт ненадлежащего оказания услуг, помимо акта, составленного самим поставщиком, можно свидетельскими показаниями, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта и любыми другими средствами, предусмотренными ст. 55 ГПК. Помимо этого ВС напомнил, что на отношения по предоставлению коммунальных услуг распространяется действие закона о защите прав потребителей, что позволяет взыскать с поставщика еще и возмещение убытков, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф. Леонид Коржинек назвал это разъяснение «социально направленным» и «соответствующим принципам справедливости», поскольку оно дает «зеленый свет» жильцам, пострадавшим от некачественных поставщиков коммунальных услуг, которых в России немало.

Когда платить?

Если договором не установлены иные сроки, оплачивать квитанции необходимо до 10 числа месяца, следующего за расчетным, включительно. Получать платежные документы можно и в электронном, и в бумажном виде, но обязать потребителя пользоваться лишь одним из этих способов поставщик права не имеет. Внесенные по квитанции денежные средства засчитываются за указанный в ней (плательщиком или поставщиком) расчетный период. Если же даты не указаны, то оплата принимается в счет тех долгов, по которым не истек трехлетний срок исковой давности.

Обычно собственники рассчитываются с ресурсоснабжающими организациями через УК (исполнителя коммунальных услуг), которая фактически занимается закупкой ресурсов и ведет расчеты с поставщиками. Однако по решению собрания собственников часть «коммуналки» жильцы могут оплачивать непосредственно ресурсоснабжающим организациям, такая же схема работает при непосредственном управлении, если собственники не выбрали способ управления или он не реализован.

Как быть, если заплатил не тому?

Случается так, что управляющая компания меняется, а собственник об этом по тем или иным причинам не знает и добросовестно вносит деньги на счет организации, которая его дом уже не обслуживает. Кто должен решать эту проблему? По мнению ВС, новая УК, которая вправе взыскать с предыдущей ошибочно перечисленные ей платежи. Представитель Генпрокуратуры назвал это положение «архиважным», поскольку оно ограничивает злоупотребление со стороны УК. «Пусть спорят управляющие компании, а не жильцы», – прокомментировал Леонид Коржинек.

Татьяна Провалинская, судья Красноярского крайсуда, предложила дополнить это разъяснение. Дело в том, что нередко возникают ситуации, когда счета на оплату жильцам выставляют и «старая», и «новая» управляющие компании, которые спорят в суде о том, было ли законным решение общего собрания собственности о смене УК. Кому платить в этом случае? Красноярский облсуд считает, что при решении такого вопроса суду необходимо выяснить, какая из компаний фактически предоставляла услуги на основании заключенных договоров или фактически сложившихся договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями. Если же оплату получала другая УК, которая услуг не оказывала, фактический поставщик вправе взыскать с нее неосновательное обогащение. Будет ли принята эта поправка, решит редакционная коллегия.

Если уезжал из дома

Если жильцы временно не пользовались помещением, допустим, надолго уехали, это не освобождает их от обязанности платить за содержание и наем жилья, капремонт, отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Вместе с тем потребитель, отсутствующий дома дольше пяти дней, может подать заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги, оказываемые по нормативам потребления, – до отъезда или не позднее 30 дней с момента возвращения. Этот срок может быть продлен в случаях, когда он был пропущен по независящим от жильца обстоятельствам, например, из-за тяжелой болезни. И суд не вправе отказать в таком требовании, если причина отсутствия была уважительной.

Где обжаловать?

«Коммунальные» споры подведомственны мировым судьям и судам общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства. Как определиться с тем, куда идти? Очень просто, объясняет ВС. Например, если вы требуете перерасчета стоимости коммунальных услуг, оказанных ненадлежащим образом (то есть у иска есть цена), и сумма требований не превышает 50 000 руб., смело идите к мировому судье. А иски об определении порядка внесения платы за жилье как не подлежащие оценке, подсудны райсуду.

По общему правилу иски о взыскании долгов по «коммуналке» подаются по месту жительства ответчика, собственники или наниматели могут обратиться в суд по месту нахождения истца или месту заключения договора. Причем если долг не превышает 500 000 руб., дело рассматривается в порядке приказного производства. А в случаях, когда мировой судья вернул иск на основании ч. 3 ст. 125 ГПК или приказ был отменен, – в порядке искового или упрощенного судопроизводства.

Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу.

Когда государство помогает

В отдельном пункте отражены вопросы, связаны с мерами соцподдержки, например, такие как освобождение от оплаты коммунальных услуг или предоставление соответствующих субсидий. К «льготникам» можно отнести ветеранов ВОВ и боевых действий, инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, героев Труда, полных кавалеров Ордена Трудовой Славы, пострадавших во время катастрофы на ЧАЭС и других.

Правом на получение господдержки могут обладать наниматели и собственники жилья, а также члены их семей. А вот поднанимателям и временным жильцам субсидия не положена, поскольку права на самостоятельное пользование жильем они не приобретают.

Правом на получение субсидии обладают граждане или семьи, доля коммунальных и квартирных платежей в совокупном доходе которых превышает максимально допустимую, установленную в регионе. При этом в совокупный доход включаются все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда , учитываемые при расчете среднего заработка, выходное пособие, пенсии, стипендии, различные выплаты, предоставляемые в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, доходы, полученные от сдачи жилых помещений в поднаем, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемые приемной семье на содержание каждого ребенка, и так далее. Отказать в предоставлении субсидии могут, если льготник представил неполный пакет документов или в них содержатся противоречивые сведения.

Меры господдержки недоступны для должников по «коммуналке» и квартплате. Но при этом задолженность по коммунальным платежам не может сама по себе являться причиной отказа для предоставления субсидии. Для начала суду стоит разобраться, откуда взялся долг и пытался ли гражданин самостоятельно решить эту проблему. Нельзя отказать в предоставлении мер соцподдержки, если задолженность возникла по уважительной причине. Например, из-за невыплаты в срок заработной платы, тяжелого материального положения должника и членов его семьи из-за увольнения и невозможности найти новую работу, болезни и долгого лечения в стационаре, наличия в составе семьи инвалидов и несовершеннолетних детей. Красноярский облсуд предложил добавить в этот список еще одну причину – наличие судебного спора об отмене решения общего собрания собственников о смене управляющей компании или способа управления, когда долг возникает из-за того, что жильцам неясно, чьи счета им нужно оплачивать.

Ознакомиться с полным текстом проекта постановления «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» можно здесь.

Не выплатили субсидии на оплату жкх куда жаловаться

и органов исполнительной власти Приморского края

  • Для слабовидящих
    Мобильная версия
  • Правительство Приморского края
  • Новости
  • Получателям коммунальных субсидий в Приморье предоставят выплаты в полном объеме до 10 апреля

Получателям коммунальных субсидий в Приморье предоставят выплаты в полном объеме до 10 апреля

Почти 219 миллионов рублей с начала года израсходовано на выплату жилищно-коммунальных субсидий в Приморском крае. Эту меру социальной поддержки получают около 40,5 тысяч жителей региона.

Как сообщили в департаменте труда и социального развития Приморского края, с марта этого года изменен период выплат. Это чисто техническая процедура, которая в переходное время коснется только тех, кто получает средства через кредитные организации.

«Если ранее деньги поступали получателям на карту до конца текущего месяца, то сейчас это будет происходить до 10 числа следующего. Так, субсидию за март граждане получат до 10 апреля в полном объеме. Для получателей выплаты через почту ничего не изменится», – пояснили специалисты.

Напомним, снизить коммунальные расходы с помощью субсидии может любая семья, в которой расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают 22% от совокупного дохода.

Выплата предоставляется сроком на шесть месяцев с правом последующей перерегистрации. Если оформление субсидии прошло с 1-ое по 15-ое число, то выплата будет назначена с этого же месяца. Если во второй половине, то выплата пойдет со следующего месяца после подачи заявления.

«Тем, кто задумался о снижении коммунальных расходов с помощью субсидии, следует знать, что выплату назначают при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключении гражданами соглашений по ее погашению», – напоминают специалисты.

Субсидии на ЖКУ – одна из наиболее популярных мер социальной поддержки в Приморском крае. На этот вид выплат в бюджете 2019 года предусмотрели почти 890 миллионов рублей.

И.о. директора департамента Светлана Красицкая отмечает: адресная социальная помощь в сегменте коммунальных услуг помогает в решении важнейшей задачи, поставленной Губернатором края Олегом Кожемяко – повышения уровня жизни приморских семей.

«Субсидия позволяет семьям с невысокими доходами, в том числе тем, которые не имеют никаких иных льгот, существенно снизить расходы на коммунальные платежи», – подчеркивает глава социального ведомства.

По всем вопросам, касающимся субсидий или иных мер социальной поддержки в сфере ЖКУ, следует обратиться в «Единое социальное окно» по месту жительства или МФЦ. Адреса и телефоны учреждений размещены на официальном сайте департамента и на официальном сайте МФЦ.

Документы можно направить в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг или через личный кабинет социального портала департамента труда и социального развития Приморского края.

Елена Сумина, e_sumina@list.ru

Фото – Александр Сафронов (Администрация Приморского края)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector