Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто может применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Кто может применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация имеет право на применение упрощенных способов ведения учета. Малые предприятия освобождаются от составления полного комплекта форм бухгалтерской отчетности и могут ограничиться только составлением бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Означает ли это, что указанные два отчета можно представлять по форме, указанной в Приложении N 1 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, или в данном случае (когда в органы ИФНС представляются только два отчета) обязательно применять упрощенные формы, указанные в Приложении N 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н? Имеет ли право малое предприятие перейти с 2019 года на составление бухгалтерской отчетности по упрощенным формам, указанным в Приложении N 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, если в предыдущие периоды оно отчитывалось по формам, указанным в приложении N 1?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация имеет право представить отчетность за 2019 г. по форме согласно Приложению N 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее — Приказ N 66н).

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Субъекты, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, поименованы в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
Как следует из вопроса, организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Частью 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 данного Положения. Отчетность организаций состоит из (смотрите также п. 5 ПБУ 4/99):
— бухгалтерского баланса;
— отчета о финансовых результатах;
— приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
— пояснительной записки;
— аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
При этом субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять Отчет о движении денежных средств. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности утверждены Приказом N 66н.
Так, п. 6 Приказа N 66н определено, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
— в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
— в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
При этом эти организации вправе представлять отчетность в общеустановленном порядке (согласно Приложению N 1 к Приказу N 66н) (абзац 4 п. 6 Приказа N 66н).
Кроме того, п. 6.1 Приказа N 66н утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (Приложение N 5 к Приказу N 66н).
В п. 26 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 (далее — Информация) разъясняется, что организация, применяющая упрощенные способы, может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Организация, применяющая упрощенные способы, самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом она может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств, утвержденные п. 6.1 Приказа N 66н по форме согласно Приложению N 5 (п. 27 Информации, смотрите также Раздел IV Рекомендаций для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданные в 2013 году НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России»).
Таким образом, организация имеет право формировать годовую бухгалтерскую отчетность за 2019 год в упрощенном порядке, предполагающем составление только бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. При этом может быть выбрана форма, установленная либо Приложением N 1 к Приказу N 66н, либо Приложением N 5 к Приказу N 66н.
Каких либо запретов на переход от использования одной формы к другой не установлено.
Нормы ПБУ 1/2008 напрямую не устанавливают обязанность организации утверждать в учетной политике применяемые формы бухгалтерской отчетности (п. 4 ПБУ 1/2008). В то же время и запрета не установлено. Так как субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предоставлено право выбора применяемых форм отчетности, то, по нашему мнению, организации следует закрепить свой выбор в учетной политике.
Если в рассматриваемой ситуации в учетной политике на 2019 г. установлено, что организация применяет формы отчетности по форме согласно Приложению N 1 к Приказу N 66н, то, с учетом положений п.п. 11, 12, 8 ПБУ 1/2008, отчетность по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н можно будет применять только с 2020 г.
Если же в учетной политике не закреплены применяемые организацией формы отчетности, то за 2019 г. организация может составить отчетность по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н.
При этом необходимо учитывать, что организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним допускается в исключительных случаях. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин, вызвавших это изменение (п.п. 9, 33, 37 ПБУ 4/99).
То есть если организация будет составлять отчетность за 2019 г. по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н, то организации необходимо в пояснениях к этой отчетности раскрыть соответствие показателей строк разных форм отчетности и причину изменения формы отчетности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Читать еще:  Как вести бухгалтерский учёт и нужен ли вам бухгалтер

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

26 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Кто может применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Общероссийская линия по коронавирусу (круглосуточно)

Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) (с 9:00 до 18:00 по якутскому времени)

Федеральная налоговая служба (с 9:00 до 18:00 по московскому времени)

Управление Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) (с 09:00 до 18:00 по якутскому времени)

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (с 09:00 до 18:00 по якутскому времени)

По вопросам трудовых отношений

Торгово-промышленная палата РФ (с 9:00 до 20:00 по московскому времени)

Горячая линия по вопросам предоставления услуг связи E-YAKUTIA (с 09:00 до 18:00 по якутскому времени)

Центральный аппарат Росимущества (с 9:00 до 18:00 по московскому времени)

— предоставленные некоторым категориям организаций упрощенные, в сравнении с обычным, способы ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Информационное сообщение Минфина России от 19 января 2021 г. № ИС-учет-31 О применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета
21 января 2021

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации наделены правом применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность. Исключение составляют, в частности, организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации1.

Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности следующие организации:

а) субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов, определенных федеральными законами), доход которых, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн. руб. (ранее — субъекты, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год не превышал 400 млн. руб.), и сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, не превышает 400 млн. руб. (ранее — не более 60 млн. руб.);

б) некоммерческие организации (за исключением субъектов, определенных федеральными законами) в случае, когда они соответствуют одному из следующих условий:

доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн. руб. (ранее — объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), не превышавший 400 млн. руб.), и сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, не превышает 400 млн. руб. (ранее — не более 60 млн. руб.);

является организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда, поступление имущества, в том числе денежных средств, в который за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;

является организацией потребительской кооперации, осуществляющей деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

В результате этого названные организации (если иное не установлено законодательством) получили право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а также составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, начиная с отчетности за 2021 г.

Решение о применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета оформляется в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008) «Учетная политика организации». Последствия таких изменений, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств могут отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно.

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности размещается на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru в разделе «Аудиторская деятельность — Общая информация».

Поправками от 29 декабря 2020 г. упразднен обязательный аудит годовой бухотчетности для некоторых категорий субъектов малого предпринимательства и НКО. В результате они смогут с 2021 г. применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять упрощенную бухотчетность начиная с отчетности за 2021 г.
В части малого бизнеса речь идет о субъектах с доходами до 800 млн и активами до 400 млн руб. Ранее это были выручка до 400 млн и активы до 60 млн.

Для НКО условия пересмотрели аналогичным образом. Также аудит упразднили для фондов с поступлениями до 3 млн и потребкооперативов.

Решение о применении упрощенных способов оформляется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Последствия изменений, которые влияют или могут влиять на финансовое положение организации, результаты ее деятельности и (или) движение средств, можно отражать в отчетности перспективно.

Кто может применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Какие организации вправе вести бухучет упрощенным способом и сдавать упрощенную бухотчетность?

Организации, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, поименованы в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Вести бухгалтерский учет упрощенным способом и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность могут следующие организации.

  1. Субъекты малого предпринимательства.
    Субъектами малого предпринимательства могут быть хозяйственные общества (в том числе акционерные), товарищества и партнерства, потребительские и производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Микропредприятия также считаются субъектами малого предпринимательства.
    Для отнесения к малым предприятиям организация должна соответствовать определенным критериям по численности, доходам и структуре капитала.
    Так, численность за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, а доходы – 800 млн рублей в год.
    О требованиях к структуре капитала в целях отнесения к субъектам малого предпринимательства см. статью.
    Отнесение к субъектам малого предпринимательства подтверждает включение в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
  2. Некоммерческие организации
    • формы некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ
  3. Участники проекта «Сколково»
    • критерии определены Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

Общее требование для всех организаций, которые могут вести бухучет в упрощенном варианте таково: их отчетность не должна подлежать обязательному аудиту (подробнее о том, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту, см. ответ на вопрос).
Таким образом, если отчетность (например, малого предприятия или некоммерческой организации) подлежит обязательному аудиту, это лицо не может вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. Так, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ, обязательному аудиту подлежат фонды (кроме государственных и еще некоторых), если поступление имущества за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей. В этом случае (несмотря на то, что фонд – это некоммерческая организация) он не сможет вести упрощенный бухгалтерский учет.

Читать еще:  Бухгалтерский учет 55 счет Специальные счета в банках

Кроме того, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не имеют права применять (ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):

  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  • микрофинансовые организации;
  • организации бюджетной сферы;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские палаты;
  • нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Смотрите также

  • Как определить, подлежит организация обязательному аудиту отчетности за 2020 год или нет?
  • Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • Отчетность коммерческих организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность
  • Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Упрощенные способы бухгалтерского учета

Субъекты малого предпринимательства, помимо прочих преимуществ, имеют право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета. О всех преимуществах и недостатках этих способах – читайте в нашей статье.

Кто может применять упрощенные способы

На официальном сайте Минфина (minfin.ru) размещен документ «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Рекомендации). Рекомендации разработаны Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Рекомендовано три возможных способа организации упрощенного учета:

  • полная форма
  • сокращенная форма
  • простая система введения бухучета.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

Выбранный способ организации бухгалтерского учета необходимо закрепить в учетной политике.

Для некоторых видов малых предприятий установлен запрет на упрощенный бухгалтерский учет. Они поименованы в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. В частности, поскольку обязательному аудиту подлежат все акционерные общества (и публичные, и непубличные), применять упрощенный бухгалтерский учет они не вправе.

Полная форма упрощенного бухучета

Полная форма, по сути, напоминает обычный бухгалтерский учет, поскольку здесь также все хозяйственные операции учитываются методом двойной записи в соответствующих регистрах. Данная форма учета подойдет тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.

Минфин России в информационном письме от 3 июня 2015 года № ПЗ-3/2015 разъяснил отдельные моменты организации и ведения упрощенного бухучета. Рассмотрим, какие предусмотрены послабления для субъектов малого предпринимательства.

Во-первых, это сокращенный План счетов. Малые предприятия могут разработать свой рабочий план счетов, объединив в нем схожие счета учета. Причем применение сокращенного рабочего Плана счетов возможно для всех форм упрощенного бухучета.

Во-вторых, полная форма введения упрощенного бухучета основана на использовании специальных регистров.

В-третьих – упрощенная бухгалтерская отчетность, которую вправе сдавать все субъекты малого предпринимательства. Упрощение сводится к тому, что (приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. №66н):

  • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств содержат сокращенный объем показателей (приложение № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н). В приложениях к данным формам отчетности приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности;
  • отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств, необходимо составлять, если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности.

Микропредприятия при утверждении учетной политики вправе принять решение о составлении бухгалтерской отчетности в течение отчетного года по мере необходимости.

Еще одним послаблением для малых предприятий является то, что они могут исправлять существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, в упрощенном порядке по правилам пункта 14 ПБУ 22/2010. Так, у субъектов малого предпринимательства есть возможность исправлять существенные ошибки учета и отчетности в том периоде, в котором они их обнаружили. Прибыли или убытки прошлых лет, возникшие в результате такой корректировки, нужно отражать на счете 91 в составе прочих доходов и расходов. Изменения фиксируются в текущей отчетности, пересчитывать показатели в отчетах за прошлый год не нужно.

Сокращенная форма ведения бухучета

Сокращенная форма подходит для малых компаний, использующих кассовый метод, и удобен для тех, у которых хозяйственные операции преимущественно однообразные.

Сокращенная форма упрощенного бухгалтерского учета предусматривает, что все факты хозяйственной жизни нужно записывать посредством двойной записи в одном
документе — Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни.

Данная Книга представляет собой таблицу, в которой все операции отражаются разрезе используемых счетов на основе первичных документов

Наряду с вышеуказанным регистром, для учета расчетов по оплате труда с работниками, предприятиям рекомендуется применять ведомость учета оплаты труда.

На основе Книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни организация составляет бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Тем не менее, следует отметить, что если у вашей организации много разнообразных операций, Книга получится большого размера, поэтому ее применение может быть неудобным и, в конечном итоге, запутать пользователей отчетности.

Простая система ведения бухучета

Бухгалтерский учет по простой системе могут вести только микропредприятия. Напомним, микропредприятиями являются фирмы с численностью работников до 15 человек и доходом, полученным в рамках предпринимательской деятельности, не превышающим 120 млн. рублей за предыдущий год.

При простой форме учета двойной записи нет (то есть суммы по дебету и кредиту счетов отражать не нужно). Все хозяйственные операции фиксируются в отдельном журнале. Его можно составить на основе Книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни (форма № К-2 МП).

Книга учета фактов хозяйственной жизни № К-2МП представляет собой таблицу, в которой операции регистрируются в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Все операции отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов.

По окончании отчетного месяца подсчитываются обороты по каждой группе статей и выводятся остатки на конец месяца.

Для упрощения учета основных средств и нематериальных активов микропредприятие может предусмотреть в учетной политике начисление амортизации, либо один раз в году (при составлении годовой бухгалтерской отчетности), либо в случаях возникновения необходимости определения остаточной стоимости ОС и НМА

Данные Книги № К-2МП позволяют микропредприятию составить бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Читайте в бераторе

Чек-лист всех изменений
принятых и вступивших в 2021 году

Подготовьтесь к отчетности заранее, посмотрите изменения в бухучете за 2021 год, чтобы показатели налоговой отчетности не шокировали вас в конце года, а налоговиков не спровоцировали на проверку. Воспользуйтесь вашим бесплатным доступом к бератору.

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность: кто имеет право, а кто нет

К чему движется бухгалтерский учет

Только в 2015 году стало понятно, куда все движется и что вообще происходит. После поправок, внесенных в законодательно-нормативную базу в 2015 году стало очевидно, что государство движется в развитии бухгалтерского учета в двух основных направлениях:

Читать еще:  Финансовый управляющий при банкротстве физических лиц вознаграждение оплата обязанности

1. Выделение организаций (субъектов хозяйствования), достоверность и качество бухгалтерской отчетности, которых государство будет обеспечивать всеми доступными ему способами как гарант интересов инвесторов и кредиторов (общественно значимые организации).

2. Также определен круг субъектов хозяйствования, для которых государство создает комфортные условия. А именно: вводит и поддерживает возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенном виде с правом составления упрощенной бухгалтерской отчетности.

В данном случае я имею ввиду:

  • поправки 2015 года в перечне организаций, имеющих право вести упрощенный бухгалтерский учет;
  • изменения, касающиеся субъектов обязательного аудита;
  • выход профессионально стандарта «Бухгалтер».

И все это во взаимосвязи с коренным образом изменившимися целями бухгалтерского учета, которые появились у нас с введением Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для внесения ясности и логичности в цепь произошедших событий, мне хотелось бы кратко сформулировать итоги и дать некоторые комментарии к наиболее интересным аспектам не так давно ушедшего 2016 года.

Итак, в силу произошедших изменений, на начало 2016 года появились две четко выделенные группы организаций, для которых четко установлены правила формирования достоверной бухгалтерской отчетности, но с разной степенью информативности для пользователей:

  • организации, имеющие право вести упрощенный учет и составлять упрощенную отчетность (п. 4 ст. 6 Закона 402-ФЗ);
  • организации, не имеющие право вести упрощенный учет.

Давайте более пристально посмотрим на эти группы.

Группа 1: могут вести упрощенный учет и сдавать упрощенную отчетность

Ст. 11 Федерального закона от 04.11.2014 №344-ФЗ, которой внесены изменения в п. 4 ст. 6 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

«Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Если сделать вывод, то, как правило, это организации:

  • не размещающие собственные ценные бумаги на рынке;
  • не привлекающие инвесторов иными способами.

Таким образом, отчетность этих организаций интересна (в лучшем случае) только им самим, то есть – учредителям, руководителям. У отчетности таких организаций в принципе отсутствуют заинтересованные сторонние пользователи, чьи интересы могли бы быть нарушены ее недостоверностью. Именно такой логикой объясняется существующее послабление со стороны государства в части учета и отчетности таких компаний, а также в части отсутствия требования к ним о проведении обязательного аудита отчетности.

С этой точки зрения такие организации не являются общественно значимыми.

Заметно, что государство демонстрирует явную заинтересованность в расширении количества таких организаций. Это можно увидеть, если проанализировать гарантии стабильности статуса субъекта малого бизнеса достаточно устойчивый промежуток времени.

Например, в 2015 году был значительно повышен лимит выручки и численности организаций для их отнесения к категории малого бизнеса, а также увеличены предельные доли участия в капитале организаций, претендующих на звание субъекта малого предпринимательства, иностранных лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса.

Кроме того, был установлен достаточно большой гарантированный период до исключения организаций из категории малых при отступлении от предельных значений по критериям численности и годового оборота (подп. «в» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ).

Группа 2: не имеют права на упрощенный учет

  • любое АО (как публичное, так и непубличное (подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • ООО, если оно выпускает ценные бумаги (например, облигации), допущенные к организованным торгам (подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • любая организация, если выручка от продажи продукции (товаров), выполнения работ за 2015 год у нее превысила 400 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ; здесь учитываются данные бухгалтерского учета!);
  • любая организация, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2016 у нее составляла более 60 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • организация, обязательность проведения аудиторской проверки которой отдельно установлена федеральными законами (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

В отношении таких организаций реализуется политика защиты имущественных интересов граждан и инвесторов – юридических лиц (потенциальных инвесторов), а также имущественных интересов лиц, вступающих с такими организациями в гражданско-правовые отношения (в том числе кредиторов, потенциальных кредиторов).

Поскольку бухгалтерская отчетность таких организаций затрагивает имущественные интересы данных пользователей, определено, что ее качество должно позволять им принимать обоснованные экономические решения. То есть отчетность должна отражать реальное экономическое состояние организации и, соответственно, иметь прогнозные свойства.

Каким образом законодатель будет обеспечивать надлежащее качество этой отчетности?

Во-первых, вменением организациям в обязанность создания достоверной отчетности о финансовом состоянии организации в соответствии с требованиями Закона №402-ФЗ.

Во-вторых, запретом применения этими организациям упрощенных способов учета и составления отчетности.

В-третьих, обязательным подтверждением формируемой такими организациями годовой бухгалтерской отчетности аудиторскими организациями (с усилением требований к деятельности таких организаций).

Как это влияет на бухгалтерскую профессию

Компании, имеющие право на упрощенный учет, могут принять решение о том, что они будут или не будут придерживаться этой льготы. В первом случае понятно, что высококвалифицированный главный бухгалтер такой организации ни к чему. Достаточно и среднего уровня квалификации.

Во втором случае такое решение принимается, как правило, если учредитель или руководитель лично заинтересован в ее качестве. Аудит здесь может быть только инициативный, поэтому именно заинтересованные лица будут устанавливать требования к уровню квалификации главного бухгалтера, равно как и уровень оплаты его труда.

В отношении организаций, не имеющих права на ведение упрощенного учета и составление отчетности по упрощенной методике, может быть принято также два решения, которые повлияют на требования к уровню квалификации главного бухгалтера и на уровень оплаты его труда:

  • исполнить требования Закона №402-ФЗ не в полном объеме, прикрываясь требованием рациональности при ведении учета. Поскольку в такой ситуации руководитель (учредитель), как правило, не придает большого значения достоверности отчетности в части наделения ее прогнозными свойствами (основное требование — чтобы не было претензий от налоговиков), то аудиторы для проведения обязательного аудита (если он вообще проводится) отбираются по принципу лояльности. В итоге, организация ведет учет, «приближенный к упрощенному». И, конечно же, такая организация будет экономить на заработной плате квалифицированного бухгалтера. Он попросту ей не нужен;
  • исполнить требования Закона №402-ФЗ в полном объеме. Здесь, как говорится, без комментариев. Понятно, что нужен главный бухгалтер высочайшего уровня квалификации, поскольку и аудиторы будут работать, и налоговая не должна найти никаких ошибок (ну, или совсем чуть-чуть, и те, которые для них специально оставит главбух), и отчетность должна иметь прогнозные свойства. Поэтому, такие компании, как правило, на зарплате главного бухгалтера не экономят. Но таких, к сожалению, мало.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector